Мужчина на Луне
Нынешние язычники придают лунные свойства Богине, а ее цикл переплетается с лунными фазами. Но не все культуры или периоды истории рассматривали Луну как женское начало, хотя даже когда это божество и принадлежало мужскому полу, считалось, что оно регулирует и хранит женские менструальный и репродуктивный циклы или естественные фазы роста. На Ближнем Востоке существовал бог Луны, и, возможно, мусульманский Аллах основан именно на этом божестве, а их священный камень кааба когда-то был связан с богиней. Кельты, так же как и некоторые скандинавские народы, считали Луну мужским божеством. Моя приятельница немка рассказывала, что ее в детстве учили относиться к Луне как к понятию мужского рода. Китайцы до сего времени посвящают свои осенние праздники богу Луны, у которого они просят богатства и счастья в семье. Люди пекут лепешки и выходят на улицу. Там они смотрят на бога-Луну и просят у него благословения и защиты. Примеров бога-Луны (бога мужского пола) довольно много. О некоторых из них мы поговорим ниже.
Цукуёми
В религии cинто, предшествовавшей буддизму в Японии и существующей в этой стране и сегодня, один из мифов рассказывает о том, как Аматерасу, Солнце, и ее лунный брат Цукуёми родились из глаз великого бога. Они жили счастливо в небесах, но потом поссорились, после чего Аматерасу переселилась на другую половину неба, вот почему Луну и Солнце никогда не увидишь вместе.
Аннинган
Согласно инуитской легенде, Аннинган — это бог Луны, который вожделеет к своей сестре Малине — богине Солнца. Он непрерывно преследует ее по небосклону. Он так настойчив в своей похотливой погоне, что не останавливается, чтобы поесть, а потому становится все тоньше и тоньше, а потом вообще исчезает из виду. В этот момент голод берет верх, и он ест, восполняя потерянное, и снова набирает вес. Наконец он обретает былую мощь и снова пускается в погоню. Малина тем временем держится подальше от него, прячется за Землей. Вот почему Луна и Солнце восходят и садятся в разное время суток. Колебания веса Аннингана объясняют разные фазы Луны.
Чандра/Сома
Чандра, или Сома, — это индуистский бог Луны. Но в качестве Чандры он был еще и доиндуистским богом Луны и плодородия, который и послужил основой для сегодняшнего Сомы. Его ночные слезы падают, как семя, в виде несущей жизнь росы. Его животное — олень или антилопа, он мчится в колеснице, запряженной десятью белыми лошадьми, по небу. Слово «сома» обозначает эликсир, или волшебный напиток, который предположительно вводит в экстатическое состояние и/или дает бессмертие. Поэтому у Сомы есть ассоциации с галлюциногенными травами, хотя в символическом значении сома — это сама жизненная сила. Хотя Луна и подчинена мужскому божеству, в индийской культуре ее традиционно наделяют женскими свойствами, например способностью выкармливать, и в астрологии она символизирует мать.
Тот
У Тота тело мужчины и голова ибиса — священной в Древнем Египте птицы. Он носит лунный головной убор, в котором присутствует и лунный серп, и полная Луна. Иногда при нем можно увидеть нож в форме серпа, которым, как гласит легенда, он убивает плохих людей. Считалось, что именно он изобрел письменность. Хотя его часто связывают с Гермесом и Меркурием {чему причиной его способности к языкам, геометрии, астрономии, медицине, рисованию и другим подобным искусствам и наукам и потому, что при нем иногда имеются пишущие принадлежности), изначально он был египетским богом Луны. Он к тому же — бог подземного царства, где он помогал взвешивать сердца умерших на весах Маата. Священным его животным была обезьяна. Позднее он превратился в бога мудрости и магических навыков, и в этой своей ипостаси во времена средневековья он ассоциировался с магией и алхимией.
Кненшу
Этот египетский лунный бог иногда считается одной из ипостасей Тота, а иногда — самостоятельным божеством. Однако вполне вероятно, что это очень древний бог из додинастической долины Нила, и что он впоследствии был принят в пантеон богов более поздними египтянами. Как и Тот, он изображается с лунными диском и серпом и тоже связан с письменностью. Кненшу — молодой бог, что видно по кудрям, ниспадающим ему на лицо: такие волосы в Древнем Египте носили только мальчики. Иногда его изображают с головой ястреба. Он связан с плодородием и ростом как живых существ, так и растений. Считалось, что во время первой и четвертой лунных фаз происходит зачатие у женщин и у самок животных. Одна из легенд сообщает, что он проспорил часть своего света Тоту, а потому вынужден прибывать и убывать, чтобы сохранять свою силу.
Син/Нанна
В Месопотамии считалось, что лунный бог Син, или Нанна, был зачат, когда его отец, бог Энлил, влюбился в богиню воздуха Нинлил и изнасиловал ее. В наказание он был сослан в подземное царство, но Нинлил, поняв, что и она влюбилась в Сина, последовала за ним. Чтобы их ребенок, Луна, не был вынужден вести жизнь в темноте, эта пара пообещала, что все их будущие дети, кроме первого, станут обитателями подземного царства. Поэтому Нанна родился в наземном мире, где он освещает ночь. Поскольку лунный серп напоминает бычий рог, Нанну уподобляли молодому бычку, и считалось, что он властвует над скотом и приносит плодородие и силу. Легенда гласит, что Нанна в силу своей циклической природы даровал человечеству идею измерения времени. От молодой, прибывающей, до полной, убывающей Луны Нанна плывет на круглой лодке по небесам, но когда Луну не видно, он спускается в подземное царство отдыхать и судить души умерших. Когда же он находится в царстве надземном, он несет изобилие и плодородие земле и способствует зачатию детей. Фактически он исполняет многие функции, свойственные лунной богине.
Стоит немного поговорить о теории Луны, принадлежащей мужскому началу, даже если мы не собираемся использовать это понятие в духовной или ритуальной практике. У мужчин не бывает менструаций и беременности, но это не означает, что мужчины не претерпевают гормональных или эмоциональных изменений в течение месяца, и они не в меньшей степени, чем женщины, способны зачать идею и довести ее до реализации. Энергия Луны влияет на все — от приливов до бессонницы и роста растений, а эти области жизни не обязательно имеют родовую основу. Имеет смысл задаться вопросом: насколько наши представления о Солнце и Луне являются архетипами родовых символов, свойственных нашей культуре. Видим ли мы в Солнце мужское начало, потому что оно кажется нам достаточно надежным и постоянным, но в то же время может быть властным, яростным и агрессивным, что соответствует нашим представлениям р роли мужчины в семье и обществе в целом? Наделяем ли мы Луну женскими чертами, потому что нас научили считать женщину эмоциональной, непостоянной, изменчивой? Насколько эти представления отражают действительность? Не способны ли женщины на большее постоянство, не заложена ли в них большая сила? И полезно ли для здоровья мужчин подавлять свою эмоциональность и чувственность или свои воспитательные способности? Кроме того, нам нужно учитывать и то, в какой степени люди разных возрастов и культур воспринимали Луну и Солнце в свете климата, в котором они обитали, географических особенностей и социальных ценностей, и в какой степени они проецировали на светила свои собственные качества. Интересно отметить (об этом же, кстати, свидетельствуют и упоминавшиеся выше легенды), что в тех краях, где Луну воспринимали как мужское начало, мужчины нередко проявляли стереотипные мужские черты — похоть, обжорство, настырность, но при этом сохраняли и лунные способности — содействие росту, воспитанию. Однако некоторые женские лунные божества действуют по-мужски, например богиня-охотница Артемида, обладающая многими свойствами, которые обычно принято считать мужскими, — независимостью, агрессивностью и жестокостью. Было бы любопытно как для мужчин, так и для женщин, попытаться приложить черты противоположного пола Солнцу и Луне, может быть, заняться этим в качестве упражнения по медитации. Это может быть полезно и для групп, члены которых принадлежат к одному полу и желают перенести общеизвестные качества одного пола на светило противоположного пола.
Цит. по: Э. Хок. Влияние Луны