Дуб
Одним из наиболее почитаемых, священных деревьев индоевропейцев был дуб. Название дерева восходит к санскритскому корню dwr (по крайней мере, так написано в большинстве источников, мной найдено только слово dvar), звучащее на всех языках приблизительно одинаково, и означающее «дверь». Другое индоевропейское значение корня, по утверждению, встречаемому во многих статьях, это «дерево» (daru). Во всех культурах дерево (мировое, шаманское и т.п.) это путь, по которому можно перемещаться между мирами. А дверь – это всегда граница. Дверь закрывается, открывается, отгораживает, разделяет. Что? Например, миры. В русских заговорах часто говорится "За морем синим, за морем Хвалынским, посреди Окиян-моря, лежит остров Буян; на том острове Буяне стоит дуб...", т.е. в данном случае дуб выступает как один из символов, определяющих «разделение» на мир людей и мир богов. Кельты, да и не они одни, считали, что дубовые двери лучше всего предохраняют от проникновения в дом зла.
Кельтский месяц дуба с попадающим на него летним солнцестоянием знаменовал поворотный момент года, когда солнечный царь Талиесин проходил сквозь земные двери в подземное царство, а души людей могли вспомнить о цели своего земного существования. Собственно день летнего солнцестояния в календаре друидов также считался Днем Дуба. В «Cad Goddeu» дуб выступает как «мощный привратник против врага - имя его во всех землях».
Просто представьте себе маленький желудь. Представьте, как он прорастает, растет, вот уже его крона тянется вверх, а корни уходят вглубь земли – каковы корни, такова и крона. Сменяются человеческие поколения, а дуб все стоит… Сто лет, пятьсот, тысячу… Для человека жизнь дуба кажется удивительно длинной, само дерево становится объектом поклонения – ведь оно помнит такие древние времена, о которых можно услышать лишь сказки… А сколько мудрости заключает в себя дерево, живущее столь долго!
Энергетика дуба сильная, подобная мощному потоку, смывающему на своем пути все наносное, искусственное. В связи с этим можно трактовать дуб и как стержень, основу. Поэтому дубу приписывают колоссальную как физическую, так и духовную силу. Во многих культурах праздничный костер (равно как и огонь в храмах) разжигался на дубовых поленьях, чтобы просьбы и пожелания, помноженные на удивительную силу дерева, прямиком устремлялись в обиталище богов.
Когда мы произносим слово «дуб», чаще всего подразумеваем нечто крепкое, выносливое, сильное. Даже идиома «дуб стоеросовый» означает «дуб, растущий прямо», и уже потом – упрямого, упертого человека. Дуб символизирует силу, мужество, выносливость, крепость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Из-за своих качеств дуб связывается с богом-громовержцем, владыкой небес (Зевсом, Аресом, Юпитером, Марсом, Ахурамаздой, Перуном, Перкунасом. Тором, Дагдой).
Энергетика дуба способна не только напитать человека, но и открыть ему двери в иные миры. Из-за этого своего свойства дуб также выступает как жилище богов, дубравы - как священные места, в которые нисходят боги, позволяя людям говорить с собой (поэтому дубовые рощи стали местом совершения обрядов, важнейших ритуалов, праздников).
Центром греческого святилища Зевса в Додоне являлся дуб, рядом с которым бил источник. Слушая шелест листьев, жрецы предсказывали будущее. В Риме в дубовой роще каждый год праздновалась свадьба Юноны и Юпитера, дубовые же ветви символизировали плодородие, жизненную силу и твердость духа. Особо стоит сказать о кельтских друидах, сделавших дубравы храмами под открытым небом. Дуб для друидов был объектом поклонения, символизируя мировую ось и олицетворяя силу и мудрость, отсюда все, что растет на дубе, становилось «даром небес». Союз дуба и омелы, помимо всего, являлся союзом мужского и женского начал (дуб становился проводником мужской силы). Остроготы считали дуб деревом, хранящим мир, порубка же его приравнивалась к преступлению. Для славян дуб связывался с предками, родом. К нему приходили испрашивать совета, просить о силе и здоровье. В библейской традиции дуб выступает как символ гордости и высокомерия: под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. На дубовом кресте распинается Иисус Христос. В христианской традиции дуб становится символом твердости в вере и добродетели. В специфически христианизированной Ирландии дуб входил в число "Семи благородных деревьев" (шесть других - яблоня, черная ольха, береза, лесной орешник, остролист и ива), за уничтожение которых налагался штраф в размере одной коровы; церкви было принято строить поблизости от дубов; перед дубами же, растущими на церковной территории, во время молитвенной процессии Всех святых, проводимой трижды на неделе перед Вознесением, священник останавливался для короткой службы (невольно отдавая дань древним языческим традициям).
Сила дуба заключается и в том, что не позволяет опутывать сознание человека чарами, дарует ясность и трезвость мыслей. Клятва, произнесенная под дубом, не только означала «в присутствии богов», но и «в трезвом уме и памяти». Иллюстрацией к этому может стать беседа короля Адальбера Кентского с блаженным Августином. Король, остерегаясь колдовства со стороны Августина, назначает ему аудиенцию под старым дубом, где возможно было слушать и беседовать, не боясь, говоря современным языком, хакинга мозгов. Ношение при себе дубовых листьев и желудей, равно как и потребления последних в пищу (например, в виде желудевого кофе), также предохраняет от нежелательного воздействия, препятствует «промывке мозгов» и дает стойкость в своих убеждениях и взглядах.
Под дубовой сенью любили люди заключать брачные союзы, подтверждая тем свое чистосердечное желание соединить судьбы. Обряд братания, скрепленный под сросшимися ветвями двух дубов, означал, что связь людей отныне вечна и будет существовать до конца времен. Дуб, представляющий «сердцевину» личности, в данной ситуации также являлся свидетелем искренности желания.
Дуб, высоко вознесшийся своей кроной, иногда становился громоотводом, в который ударяла молния. Древесина такого дерева приобретала дополнительные защитные свойства, т.к. была отмечена покровителем дуба – богом-громовиком. В частности, дом человека, хранящего кусочек такого дерева считался застрахованным от пожаров, вызванных молнией.
Энергии дерева используется людьми для скорейшего восстановления сил. Прогулка в дубраве наполняет силой, очищает человека (при этом она подобна куску мяса, который легко восстановит силы здорового, крепкого человека, но не сможет усвоиться ослабленным организмом). Для подпитки использовали в бане дубовые веники, или же к ногам больного клали дубовое полено. Сила дерева была такова, что могла излечить и от пьянства, прочищая мозги и убирая зависимости.
Символика дуба используется и в тех областях обычной жизни, где надо подчеркнуть силу, защитные свойства и несгибаемость их обладателя (изображения дубовых листьев/венков/ветвей можно встретить на военной форме, гербах и щитах).
Древесина дуба сохраняет ряд свойств живого дерева. Ее можно использовать (наряду с ясенем и тисом) для создания рун. Из дуба получаются прекрасные инструменты для магической работы; наложенные однажды на дубовые предметы и талисманы плетения «впечатываются» в них, сохраняясь надолго. Особенно хорошо работают дубовые обереги, направленные на защиту, увеличение физической силы, достижение успеха.
Тайгана