Осина
Когда-то давно, когда первые люди были изгнаны из рая, появились на земле леса. Проклял Бог Змея-искусителя, и последний сразу же скрылся под землей. И где проползал он, там вырастали непролазные леса да чащобы. Фруктовые же и лесные деревья собственноручно посадил на Земле сам Бог - детям своим на радость и пропитание.У каждого народа были свои "счастливые" и "несчастливые" деревья. У славян много преданий существует о "несчастливой" осине.
Шелестящие даже в самую безветренную погоду листья осины словно постоянно жалуются, сетуют на горькую долю. Нет ей покоя, вечно она обречена терзаться страхом и отчаянием, не дано ей ни плодоносить, ни давать тень. За что же впала осина в такую немилость?
По одной из христианских легенд, когда Богоматерь пряталась с младенцем Иисусом от преследователей под деревьями, те замолкали, чтобы не выдать ненароком Христа страже царя Ирода. Одна лишь осина продолжала шелестеть, за что и была проклята. По другой легенде осина оказалась проклятой за то, что позволила повеситься на себе Иуде Искариоту. Предавший Христа, мучимый раскаянием, пытался он найти дерево, которое согласится "принять" его. Накинул Иуда веревку на березу, но та смертельно побледнела; затем он подошел к груше, но она ощетинилась колючками; лишь осина пожалела его, за что и была проклята Богом… В кроне осины, по народным поверьям, гнездились черти. Поэтому стоять под осиной во время грозы считалось занятием опасным, т.к. бог метил молнией в чертей, и случайно мог задеть и человека.
Осина известна как одно из деревьев, забирающих любую энергию - и положительную, и отрицательную. В языческой же традиции, согласно Седиру, осина имела благое значения дерева, исполненного избытка жизни и препятствующее злу.
Астрологически осина - дерево Сатурна. Наиболее активна осина с 14 до 18 часов и в прохладное время. Энергию осины можно сравнить с сильным холодным душем.
На Руси не строили домов из осины, чтобы не навлечь на домочадцев постоянные напасти и болезни. Удар осиновой палкой по человеку ли, скотине ли мог закончиться их параличом. Связано это было с тем, чтобы жизненная сила человека вытягивалась деревом.
Всем известно, что неупокоенным мертвецам вбивали в грудь осиновый кол, тем самым вручая им билет в один конец - в мир мертвых. С той же целью в костры и могилы клали осиновые крестики - чтобы душа умершего могла как можно скорее добраться по прямому пути (осина - и есть путь, канал) на тот свет. В былинах встречается упоминание о том, что побежденную Бабу-Ягу придавливают к земле осиновыми корнями, т.е. отправляет в мир Нави.
У восточных славян есть сказка об обгоревшей осине, за которой путнику мерещился дом. Путник проводил в нем ночь, общался с хозяевами, а наутро выяснял, что ничего подобного не было, а сам он ночевал на земле. Т.е. осина выступала в роли "ворот", проводящих живое существо в нижний мир.
Осина работает как односторонний проводник. Поэтому считалась, что ветка осины, брошенная колдуном перед человеком, собьет последнего с дороги. Тропинка, по которой леший заманивает к себе, также устлана осиновыми ветвями. Если кто-то хотел покинуть раз и навсегда родные, но опостылевшие места, то ему следовало надломить ветку осины близ дороги, приговаривая: "пойду и осиною заломлю дорогу". Таким же способом отваживали русалок, топчущих хлеб.
Колдуны, желающие обернуться в волка, перекувыркивались через осиновый пень, тем самым преодолевая барьер между миром Яви и Нави. Колышек же осины, вбитый под основание дома, не давал возможности спокойно жить в нем, являя собой постоянный канал, ворующий силу, достаток и здоровье у хозяев, и раздражающий домового.
Несмотря на такое "дурное" прошлое, осина выступала незаменимым помощником для контактов человека с потусторонними силами. Все, что угодно, можно использовать и во благо, и во вред - конечный результат зависит от цели. Осина со своей "проклятостью" опознает чуждое человеку, то, что приходит извне, из другого мира. Она не пропускает в наш мир существа Нави, но служит отличным проводником из нашего мира в мир мертвых. Эта способность осины использовалась во многих сферах жизни людей. Осиновыми палочками подбирались предметы, на которых, как полагали, была наложена порча, и бросали в костер из осиновых же дров. Осиновой палкой очерчивали круг, если приходилось ночевать в лесу, и тогда можно было не опасаться проделок лешего. Когда становилось известно об угрозе эпидемии холеры, по четырем концам селения втыкались в землю свежесрубленные деревца осины, ограждающие людей от зла (болезни). В колыбель ребенка втыкали несколько осиновых прутиков, защищая малыша от дурных снов и слов. Заключая договор с лешим, стояли на стволе осины; на осиновые ветки или в осиновое корыто клали подмененного навьими существами ребенка, а затем били его, чтобы те поскорее забрали подменыша назад, и вернули родное дитя. В хлеву втыкали веточки осины, а телящимся коровам привязывали к рогу кусочек этого дерева, чтобы уберечь молоко. В случае предсмертной агонии колдуна или просто человека, считавшегося грешником, в потолок или крышу дома вбивали осиновый кол, чтобы облегчить "уход" в мир мертвых (по христианским поверьям, чтобы черт легче мог забрать душу).
На осину в народной медицине без ущерба для дерева сводили болезни, особенно лихорадки. "Передавая" болезнь дереву, просили: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!" Осиной же болезни "забивались", "пригвождались" и на ней "переносились" на другие объекты. Для этого несколько волос и ногтей больного заколачивали в осиновый ствол, или же просили больного коснуться дерева и гнать болезнь взашей; иногда развешивали на осине одежду больного или втыкали осиновый кол на то место, где случался эпилептический припадок с человеком. От судорог в ногах считалось хорошим средством приложить к ним осиновое полено. При головной боли хорошо постоять недолго рядом с осиной, прикоснуться к ней - боль становится слабее. Подобный же эффект оказывают осиновые спилы, положенные на больную часть тела. Регулярное общение с деревом также нормализует артериальное давление. При припадках эпилепсии у детей в косяк двери на уровне головы ребенка забивались волосы и ногти. Считалось, что как только ребенок "перерастет" отмеченное место, так болезнь отпустит его.
Иногда в обмен на здоровье человек давал обещание не наносить осине вреда - не ломать ее ветвей, не рубить, не жечь.
Известно и другое, не менее ценное свойство осины - она почти не подвержена гниению, даже соприкасаясь постоянно с водой и землей. Она легко отделяет "нижнее" от "верхнего", служа воротами, через которые не пройти. Поэтому, например, положенные в основу бани осиновые бревна позволяют баннику (одному из представителей мелкого народца) спокойно обитать близ человека, но не позволяют ему приводить к себе "гостей" и "родственников" из нижнего мира. Эта же особенность построения бани сделала ее незаменимым местом для родов, когда нарушается привычная граница миров, и обрядов очищения.
В быту из осины, стойкой к воде, делали корыта, кадушки, шайки; кора применялась при дублении кож, а также для получения желтого и зеленого красителя. Зимой охотники использовали осиновую кору в пищу, снимая усталость и повышая выносливость при длительных и тяжелых переходах. Корой и молодыми побегами кормят домашний и промысловый скот. С цветков осины пчелы собирают пыльцу, а с почек - клей, который перерабатывают в прополис. Осиновые веточки, положенные в квашенную капусту, не дают ей бродить. При сжигании осины в русской печи прочищается дымоход от сажи.
Тайгана