Как появились времена года
Миф индейцев племени оджумэев (северо-восточная Калифорния) описывает установление существующего порядка смены времен года.
До появления человека на земле обитал Первый Народ - животные, растения и небесные тела.
В начале Творения Солнце и Луна (пожилая супружеская чета) обитали на восточном горизонте и делили между собой ответственность за обеспечение мира светом и теплом. Но жар Солнца оказался слишком силен для Земли. Нынешний мировой порядок еще не установился, и повсюду звучали призывы сделать что-нибудь с Солнцем, чтобы умерить его пыл. Так обстояли дела, когда пекан-Рыболов и его младший брат Ласка приблизились к круглому дому Солнца и Луны.
Солнце и Луна имели двух дочерей, живших в доме родителей, и братья решили приударить за ними. Но старик-Луна не доверял братьям. Он подверг Рыболова сложным испытаниям на мастерство и выносливость, в надежде, что тот погибнет. После нескольких неудачных попыток погубить Рыболова, старик-Луна придумал для него еще одно испытание в «месте качающегося шеста» у крупного валуна на вершине утеса над Восточным морем. Валун по-прежнему находится там, и его сглаженная поверхность испещрена многочисленными углублениями округлой формы, которые называются купулами. Индейцы утверждают, что эти отметины являются следами старика-Луны, старухи-Солнца, их дочерей — Северной звезды и Южной звезды, Рыболова и других представителей Первого Народа.
Проворный Рыболов и хитроумный старик-Луна подошли к валуну со своими шестами для рыбной ловли. Старик-Луна закрепил шест на валуне и бросил Рыболову вызов: тот должен дойти до конца шеста и попрыгать на самом краю его. Шест свешивался над утесом, нависавшим над Восточным морем. Далеко внизу Рыболов мог видеть Пал-атки-сума — чудовищного змея, кружившего у самой поверхности воды. У него были ядовитые зубы и «погремушки» настоящей гремучей змеи, но его жуткую треугольную голову увенчивали оленьи рога. Когда он открывал пасть и глотал воду, вокруг бурлили пенистые водовороты. Извиваясь и кружась внизу, огромный змей нетерпеливо дожидался, когда участники состязания начнут свой опасный танец на шесте над обрывом.
Теперь Рыболов прекрасно понимал, почему старик-Луна предложил ему сыграть в эту игру. Но он уже не мог отступить и легко взбежал по шесту. Это оказалось не так трудно, как он ожидал — ведь пеканы без труда пробираются по высоким ветвям деревьев. Цепкие, проворные и достаточно умные, они обычно с честью выходят из трудного положения.
Когда Рыболов прошелся по шесту, он незаметно прицепил его конец к Мировому Стеблю, содержащему в себе великую силу (известному нам как ковш Большой Медведицы), чтобы шест держался прочно. Индейские шаманы — считалось, что они обладают великой духовной и магической силой — часто носили жезл с изогнутым набалдашником, похожим на Мировой Стебель. Старик-Луна, так и не заметив хитрости Рыболова, изо всех сил пытался столкнуть того в разинутую пасть змея, но благодаря Мировому Стеблю Рыболов танцевал на шесте до тех пор, пока его недруг не выбился из сил.
С торжеством вернувшись на твердую землю, Рыболов вежливо заметил, что теперь Луне тоже пора станцевать на шесте. Старик-Луна не горел желанием показывать свои таланты и прошел только до середины. Рыболов настаивал, чтобы он шел до конца. Остановившись там, старик-Луна посмотрел вниз и увидел, что огромный змей все еще плавает внизу. Такое зрелище могло лишить уверенности кого угодно, однако старик все-таки начал прыгать — с каждым разом чуть выше. Но тут Рыболов резко тряхнул шест, и старик-Луна исчез. Рыболов посмотрел вниз, надеясь увидеть своего будущего тестя в змеиной пасти, но его там не было.
Вернувшись в круглый дом Солнца и Луны, Рыболов сказал старухе-Солнце, что не знает, куда пропал ее супруг. Потом, сидя на берегу океана и размышляя о случившемся, он услышал сверху голос старика-Луны. Оказывается, старик улетел на небо, и ему там понравилось. Он понял, что это самое подходящее место для него самого и членов его семьи. Поэтому он попросил Рыболова, чтобы тот отправил на небо его жену и обеих дочерей. Тот согласился, видимо почувствовав, что это действительно самое разумное решение.
Снова установив шест на валуне, Рыболов забросил на небеса старуху-Солнце и ее дочерей. Одна из них попала на север, став Северной звездой, а другая — на юг, где стала Южной звездой, или Wah- Wah («3айчиха»). С тех пор старик-Луна и старуха-Солнце идут по своим тропам, в то время как Северная звезда стоит на страже единственной точки небосвода, которая остается неподвижной — северного небесного полюса.
Оставаясь на месте, Северная звезда поддерживает небо и упорядочивает мир. Хотя Мировой Стебель тоже вращается вокруг северного небесного полюса, он сцеплен с Северной звездой, как некогда был сцеплен с качающимся шестом. Дин-хин-на-ууз («место качающегося шеста»), или тот валун с отметинами, где прыгали Рыболов и старик-Луна, обращен на север. Шест, подвижно закрепленный на валуне, подобен стрелке компаса, указывающей на север и юг. Поскольку валун с шестом сыграл заметную роль в появлении на небе Солнца, Луны, Южной звезды и Северной звезды, то считается, что это место сотворения современного мира. Шест и валун помогли упорядочить небосвод, а заодно и все остальное. Установление мирового, или космического, порядка — это именно то, что мы имеем в виду, когда говорим о Творении.
Южная звезда, в отличие от Северной, не остается на одном месте. Когда ее можно видеть (с конца января по первое марта), она находится низко над южным горизонтом: скромная звездочка в созвездии Кормчего, рядом со звездами Большого Пса, где можно видеть Сириус, ярчайшую звезду ночного неба. Мы знаем Южную звезду — звезду третьей величины, видимую над самым горизонтом, если находимся на широте местности, населенной индейцами племени оджумэев. Снежный заяц, в честь которого она названа, меняет окраску со сменой времен года: зимой он белый, а летом — темно-серый. Южная звезда тоже меняет свой облик со сменой сезонов: она светит зимой и остается невидимой в остальное время года.
Если встать в зимнюю полночь перед валуном, где старик-Луна и Рыболов танцевали на шесте, то ковш Большой Медведицы, или Мировой Стебель, скрывается за северными холмами, поэтому старик-Луна и не заметил его. За вашей спиной над горизонтом сияет Южная звезда.
Появление Южной звезды зимой отмечает начало сезона ловли миног, приплывающих в воды оджумэев в конце января. Как правило, звезда остается видимой в течение всего февраля, и оджумэи называют этот месяц ал-даммит, что означает «рыбное время». Поскольку минога была важным источником пищи для индейцев, этот сезон и его провозвестница — Южная звезда — стали ключевыми компонентами истории Творения. Для оджумэев знание мира, управляемого сезонным появлением небесных тел, было необходимо для выживания. Их история Творения подчеркивает практическую важность небесных феноменов, выраженную в символическом языке мифа.
Цит. по: Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания