Структура мира древних ацтеков

Согласно ацтекским мифам, Вселенная возникла из чудовищного каймана Сипактли. В его голове жили боги, светила, созвездия и планеты. В центре (чреве) Сипактли находились люди. Загробный мир располагался в изогнутом в виде спирали хвосте. У тех же ацтеков, как и у майя и у других представителей развитых индейских цивилизаций, существовало более дробное деление Нижнего и Верхнего Мира. Уровней преисподней было девять, небес же - тринадцать. На тринадцатом небе обитал бог дуальности Ометеотль, представленный супружеской парой. Эта пара богов посылала детей на Землю, но основной ее задачей было постоянное поддержание мира в равновесии.

По другой версии, Вселенная была создана Тескатлипокой (Дымящееся зеркало) и Кецалькоатлем (Пернатый Змей) из мифического чудовища Тлальтекутли, разодранного ими на две части (небо и землю), и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра (Четыре ягуара), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, продолжалась 4008 лет и закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда Землю. Во второй эре (Четыре ветра), длившейся 4010 лет, "солнцем" стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим "солнцем" стал бог дождей и грозы Тлалок, и его эра (Четыре дождя) закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре ("Четыре воды") "солнцем" была богиня пресных вод Чальчиуитликуэ (Владычица в изумрудной или нефритовой одежде); этот период, занявший 5042 года, завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясения"), с богом Солнца - Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Каждые 52 года Вселенная, как полагали, подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо торжественными обрядами.

По представлениям ацтеков, Вселенная была разделена в горизонтальном направлении на четыре части света и центр.

Над центром господствовал бог огня Шиутекутли (Уеуетеотль). Восток считался страной изобилия и был посвящен Тлалоку и богу охоты, туч и звезд - Мишкоатлю. Здесь обитали прославленные воины, погибшие в бою или принесенные в жертву. В этом "Восточном раю" они становились слугами солнца. Каждое утро перед рассветом они собирались на обширной равнине и ожидали появления солнца. Они встречали его громкими радостными криками и ритмичным стуком дубинок-палиц по своим щитам. Распевая песни и танцуя, они провожали солнце до зенита. Однако самое удивительное ожидало их впереди. После четырехлетнего служения солнцу духи воинов возвращались на землю в виде прекрасных птиц колибри или бабочек. Они появлялись на земле, чтобы пить сок цветов. Невозможно представить себе более противоречивый образ: жестокие, израненные до смерти воины превращаются в безобидных колибри и бабочек. Таким образом любовь к кровопролитию уравновешивалась глубоким почитанием красоты как в природе, так и в искусстве...

Владыками юга, который расценивался как область зла, были бог весны и сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль. Запад имел благоприятное значение, так как служил домом планеты Венера, одного из воплощений Кецалькоатля. Тут находили себе пристанище женщины, умершие во время родов, т.е. пожертвовавшие собой, вынашивая будущих воинов. Именно они встречали в мире ином солнце в зените и провожали его до заката. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли (владыке подземного мира, или преисподней).

Вертикально мир делился на тринадцать небес (в каждом из которых обитал определенный бог; чем значительнее и могущественнее он был, тем выше и жил) и девять преисподних (в них не было ничего радостного). Сюда, в Миктлан, или подземный мир, попадали все остальные умершие. Но достичь его было не так просто. Путь длился четыре дня (число "четыре" было священным). На пути мертвецов подстерегали тысячи опасностей: постоянно сталкивавшиеся шесть гор, грозившие раздавить путника; змеи и гигантские кайманы; восемь безводных пустынь; вихревой ветер, метавший обсидиановые ножи... Последний этап мучительного пути через широкую реку совершался на спине маленькой красной собаки (поэтому собаку иногда клали в могилу покойника).

В основе ацтекской мифологии лежат представления о вечной борьбе двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жары и холода, жизни и смерти и т.д.), о развитии Вселенной по определенным этапам или циклам, зависимости человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимости постоянно питать богов (некоторых даже ежедневно) человеческой кровью, "божественной влагой", без которой они погибнут. Смерть богов означала бы мировую катастрофу, в частности Солнце (бог Тонатиу), не получая крови, прекратило бы свое движение по небу, и Вселенная тотчас бы погибла.

Легенды о Солнце можно прочитать здесь.

Цит. по: Я.Нерсесов. Мифы Центральной и Южной Америки.

 
CURRENT MOON
 
Главная - Новости - Мифология - Магия - Мантика - Творчество - Змеедел - Закладки - Ссылки
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг Инфо-Поле