Музыка сфер
Солнца и их системы планет звучат низкими басовыми и богатыми теноровыми тонами, тогда как ангельские расы поют серебряную дискантовую Божественную Мелодию: октава за октавой, система за системой возносятся звуки к самому Трону Божества — бесконечному и Вечному источнику Света Жизни и Любви. Научимся же через науку о звездах настраивать души наши в созвучие с Божественной Гармонией так, чтобы мы могли получить места в небесном хоре и слить голоса наши с голосами небесных певцов, поющих Божественную Песнь: «Хвалим Тебя, Господи!» (Т.-Г. Бургон. Свет Египта, или Наука о звездах и о душе)
Современник Кеплера Роберт Флудд (1574-1637) построил и описал систему «божественной гармонии» подлунной сферы, то есть области, расположенной ниже Луны и содержащих четыре мира стихий — первоэлементов, из которых построен весь материальный мир (огонь, воздух, вода и земля). Он также предположил, что сравнительные расстояния в небесах могут быть рассчитаны на основе математики музыкальной гармонии.
МИРОТВОРЕНИЕ МУЗЫКОЙ
Все
есть жизнь. И жизнь есть музыка.
Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина
«Был Эру, Единый, что в Арде зовется Илуватар, и первыми создал он Айнуров, Священных, что были плодом его дум; и они были с ним прежде, чем было создано что-либо другое. И он говорил с ними, предлагая им музыкальные темы; и они пели перед ним, и он радовался. Но долгое время каждый из них пел отдельно или по двое-трое вместе, а прочие внимали; ибо каждый понимал лишь ту часть разума Илуватара, из коей вышел; и плохо понимали они своих братьев. Однако, внимая, они начинали понимать друг друга глубоко, и их единство и гармония росли».
Так начинается «Сильмариллион» Дж.Р.Р. Толкина. И в этих словах выражена как раз идея миротворения музыкой. Речь идет о той первой вибрации, которая лежит в основе всего и которая все породила. Это та же вибрация, которая может быть выражена и понятием слова, бывшего в начале.
И Илуватар говорит, что теперь они вместе должны создать великую Музыку.
«И тогда голоса Айнуров, подобно арфам и лютням, скрипкам и трубам, виолам и органам, и бесчисленным поющим хорам, начали обращать тему Илуватара в великую музыку; и звук бесконечно чередующихся и сплетенных в гармонии мелодий уходил за грань слышимого, поднимался ввысь и падал в глубины — и чертоги Илуватара наполнились и переполнились, и музыка, и отзвуки музыки хлынули в Ничто, и оно уже не было Ничем».
Великого смысла преисполнены и следующие за этим слова о том, что еще более великая Музыка будет ими создана перед Илуватаром после Конца дней. Тогда темы Илуватара будут сыграны верно и обретут Бытие в миг, когда зазвучат, «ибо каждый тогда узнает свою цель, и каждый будет понимать каждого, и Илуватар даст их думам тайный пламень, ибо будет доволен».
В терминах музыки Толкин передает и следующую за этим историю вплетения в эту чистую вселенскую мелодию темы фальши, ибо Мелькор — аналог Люцифера — возжелал быть подобным Илуватару. И в конце концов Илуватар одарил Айнуров Зрячестью — и они увидели свою Музыку. И этот созданный ими мир раскрыл им свою историю...
Во вступлении к «Сокровищнице тайн» Низами говорится о творении мира Аллахом. И в частности:
В утешенье губ приказал появиться он
смеху,
Он Венере велел стать певицею ночи в утеху.
Божественным Словом, первоначальным Звуком (Музыкой, Вибрацией) создается мир и все вещи в нем. В египетской традиции мир был создан по слову Тота — один произнесенный им звук создал восемь первоэлементов (половину из них символизировали боги, а другую половину — богини). Восьмичленный характер суфийского учения символизируется восьмиугольником.
В индуистской традиции говорится, что Веды даны людям после катаклизма, в начале текущей манвантары. Вот почему говорится, что Риши, или мудрецы первых эпох слышали Веды. Говорилось, что Веды существуют постоянно, ибо они — предшественники всех миров. Во время космических катаклизмов, разделяющих разные циклы, они скрываются, но затем проявляются снова. В это время Веды в свернутом состоянии заключены в раковине (шанкха), одном из главных атрибутов Вишну. Считается, что эта раковина заключает в себе первоначальный и неуничтожимый звук (акшара), то есть односложное слово ОМ, которое есть по определению имя слова, проявленного в трех мирах.
Откровение, будучи делом Слова, как и само творение, есть именно слышание для того, кто его получает. А обозначается оно термином шрути, что буквально значит «то, что услышано». Утверждение о вечности Вед, говорит Рене Генон, находится в прямой связи с космологической теорией первоначального Звука среди чувственно воспринимаемых качеств (как собственное свойство эфира, акаша, который есть первый среди элементов).
Астрологически миротворение связывается с положением планет в Зодиаке. Это соотносит данную концепцию с идеей миротворения словом, звуком, вибрацией — иными словами, всем тем, что составляет эзотерическую основу музыки сфер. И не случайно гороскопы миротворения связаны, в частности, со знаками Овна, Тельца, Козерога, отсылающими к образам богов-пастухов и музыкантов: Пана, Аполлона, Кришны.
В связи же с образом бога Пана можно вспомнить не только его знаменитую флейту, выражающую идею Гармонии мира и музыки сфер, но и раковину, звук которой вызывал панический ужас. Раковина, как только что отмечалось, это символ непроявленного мира, единства, зародышевого состояния Бытия. Возвращение в это состояние — основа Мистерий и Инициации. Ужасный же панический звук может пониматься в этом плане и как защита от непосвященных. Традиционно бог Пан связывается с Козерогом, в мистериальной символике представляющим собой врата богов, через которые и совершается, согласно традиции, выход в высшие состояния. А врата людей в противоположном знаке Рака — знаке, самой своей формой и символикой говорящем о раковине, — также связаны с этапами Посвящения.
Схема раковины удивительно напоминает схему человеческого уха. Все это, говорит Рене Генон, видимым образом касается некоторых из самых глубоких тайн космологии.
«Мы не знаем истиной силы звука, — писала Е.П. Блаватская. — Если бы знали, то могли бы при помощи звука поднять пирамиду Хеопса и оставить ее в таком висячем положении».
Эту идею воплотил в жизнь один из героев романа Александра Грина «Блистающий мир»:
«— Вот что, — сказал Крукс негромко, но так отчетливо, что его слова прозвучали ясно для всех, — я соорудил аппарат, по конструкции и системе двигателя не имеющий ничего общего с современным аэропланом... он мчится силой звуковой вибрации, представленной четырьмя тысячами мельчайших серебряных колокольчиков...
— Четыре тысячи колокольчиков, — сказал Крукс, когда умолкли крики, побежденные изумлением... — Изобретение это — тайна; скажу лишь, что согласованность звона и способ управления им производят воздушную вибрацию, двигающую аппарат в любом направлении и с любой скоростью...»
Идея здесь основана на тонком улавливании мировых вибраций и овладении их поистине колоссальной мощью по принципу того, что сегодня мы назвали бы обузданием резонанса.
И именно силой звука, силой музыки заставил, по преданию, сдвинуться с места и застыть в танце несколько древних горных дубов во Фракии, знаменитый Орфей.
Таким образом, у звука и у музыки может быть и разрушительная сила. И падение стен Иерихонских совершается при участии звука, причем все связано с семеричной небесной символикой.
У Шекспира в «Буре» есть такие строки:
Хочу лишь музыку небес призвать,
Чтоб ею исцелять безумцев бедных.
(Акт 5, сц. 1)
Звездное небо — это самое прекрасное и возвышенное, что только существует. Музыка же оказывает самое сильное эмоциональное воздействие. И если их объединить, то будет достигнут максимальный и воистину волшебный эффект. Внутренние гармония и дисгармония определены ритмами Космоса и им же подчиняются. И «музыкальный гороскоп», несколько измененный, может оказывать исцеляющее воздействие.
В сказании о богине Иштар, спустившейся в ад, говорится о том, что звуки гобоя на некоторое время освобождали умерших от власти подземных богов: они воскресали и вдыхали жертвенный дым. Этот красивый прообраз мифа об Орфее стоит в одном ряду с целым рядом мифов о возвращении весны. Пением и звучанием инструментов призывались к жизни богини весны: у греков — Персефона, у фригийцев — Аттис, у индусов — Сита, а у вавилонян — Иштар.
У греков в царство мертвых ведет Гермес. Именно он изобрел лиру и с помощью игры на ней мог изменять состояние свои слушателей, как это делают, например, суфии. Звуками своего музыкального инструмента Гермес усыпил гиганта Аргуса, тысяча глаз которого символизирует звездное небо.
Гермес мог перемещаться во времени и пространстве. Но эта его способность, как отмечает суфийская традиция, характерна и для внутреннего опыта. Иными словами, должно быть гармоничное и рациональное соотношение между тяжестью и опорой, ей противодействующей. И только те здания, в которых это соотношение выполнено, воспринимаются нашими органами чувств как высшие с эстетической точки зрения проявления прекрасного. «Самым чистым выражением этой темы, — говорит Артур Шопенгауэр, — являются колонны и балки. Поэтому стиль колонн представляет из себя как бы генерал-бас всей архитектуры... Балки представляются только как чистая тяжесть, а колонны — только как чистая опора. Поэтому отношение колоннады к прямой стене можно сравнить с тем, какое существует между гаммою, поднимающейся в правильных интервалах, и между звуками, поднимающимися из той же глубины и до той же высоты мало-помалу и без всяких перерывов, — что тогда дает впечатление простого шума».
В «Эстетике архитектуры» Шопенгауэр тонко подмечает, что единственная и постоянная тема архитектуры — это опора и тяжесть. И ее основной закон заключается в том, что не должно быть никакой тяжести без достаточной опоры и никакой опоры без соответствующей ей тяжести; следовательно, соотношение между ними должно быть строго определенным.
Образ колонн, врат, арок и т. д. присущ небу и присутствует в символике разных созвездий. Примечательна в этом плане сама идея о небесном своде, который поддерживается четырьмя богами-опорами, которые стоят в четырех концах земли. В «Метафизике музыки» Шопенгауэр отмечает, что «архитектура и музыка занимают противоположные крайние точки».
Только построенный по истинным законам космической гармонии храм позволяет в тишине услышать музыку сфер. Истина заключается в том, что вся эта божественная Музыка Вселенной звучит в нас самих. Все наши внутренние ритмы подчинены ритмам Космоса.
Цит. по: Н.В. Мамуна. Зодиак богов