Боги и герои, символизирующие знак Овна
Овен - это начало астрологического года, время пробуждения жизни, когда упрямые ростки начинают прокладывать свою дорогу наверх, к солнцу, все в природе начинает оживать. Дерзкий, яростный Овен рвется навстречу новому дню.Овен настолько целеустремлен, что может не видеть ничего из того, что стоит на его пути к цели. "Видеть цель, не видеть препятствий" - помните эту фразу из фильма "Чародеи"? Так вот герой, пытающийся пройти сквозь стену к своей возлюбленной, действовал именно по овновскому принципу. Впрочем, это - то, что лежит на поверхности. Овен должен уметь не только разрушать, но и восстанавливать разрушенное. Сильная личность, которая вполне отвечает духу этого знака, вполне способна жертвовать собой, поддаваясь внезапному порыву.
Страстный и решительный, неукротимый в своих порывах, он подобен огню.
А каков он, огонь? Он может гореть ровным, согревающим пламенем очага. Может тлеть, подобно малой искре в толще торфяника, тлеть долго, пока не вырвется наружу неукротимой, неуправляемой стихией. Может быть степным или лесным пожаром, когда ветер гонит впереди стену пламени, и нет спасения живому, что не успеет убраться с его дороги. Так и овновский огонь проявления себя может либо погаснуть, либо разгореться сильнее, либо вспыхнуть до небес и рассыпаться гаснущими искрами.
Когда человечество обрело власть над огнем, сумев сберечь его, оно обрело власть над миром. Прометей, принесший людям тщательно оберегаемое сокровище богов, согрел их своим даром, спасая от лютой стуже и не дал жизни кануть во мрак.
Люди всегда разделяли огонь на тот, который был дарован природой и тот, который заботливо хранился в роду. Первый - природный (например, полученный после удара молнии в дерево) - означал прикосновение к пугающей стихии - преобразующей и превосходящей человека в силе - и обозначался мужским принципом огня. Второй - это огонь очага, являющийся чуть ли не главным достоянием древних людей. Из-за того, что главными хранительницами огня - или жизни - были женщины, он оказался связанным связан с женским принципом. Но одновременно с тем, что такой огонь казался прирученным, он считался утратившим свою первоначальную, стихийную силу.
Для того, чтобы существовать, огонь должен находиться в постоянном движении. Чтобы гореть, он должен что-то сжигать. В этом заключается суть стихии огня, а также позитивная роль разрушения, высвобождающая энергию и расчищающая дорогу новому. Однако не смотря на свою силу и мощь, огонь смертен, он может быстро потухнуть.
Там, где знак Овна смыкается со знаком Рыб, происходит соприкосновение стихий - огня и вод, из которых был сотворен наш мир, и в которых периодически гибнет. Как знак, близкий к самой стихийной точке, знак яростной, неистовой весны, он соприкасается с силами природы, и, получая энергию для роста, начинает противостоять миру. Овен прокладывает путь по бездорожью, и в нем ярко проявляются наиболее яркие и явные черты личности.
Огненные боги никогда не бывают равнодушными, они могут быть бесконечно добры или страшно злы, их поступки диктуются страстностью натуры и четкостью поставленной цели. Эти боги совершают свои поступки не раздумывая, подчиняясь первому импульсу. Они могут выступать в разных ипостасях: это и кузнецы, управляющими огнем, подчинившими себе священную стихию, это и пастухи и охотники, близкие к стихийным, "диким" силам природы, и умеющие либо противостоять, либо ладить с ней. Боги-воины тоже отражают аспекты Овна, ярко проявляя себя и демонстрируя свою силу и умение ей владеть. Еще одной характерной чертой Овна является его жизненная сила, а поэтому боги Овна также могут быть связаны с целительством, умея как насылать моры и эпидемии, так и быстро исцелять, регенерировать.
В кельтской мифологии наиболее ярким персонажем, отражающим характер Овна, становится Кухулин. Юный, но обладающий колоссальный силой герой, он словно бы воплощает собой стихийную огненную силу. "Когда он достиг полного расцвета своих сил, никто не мог выдержать сияния его лица, а от тела его исходил настолько сильный жар, что на расстоянии целых тридцати футов вокруг него таял снег." Вокруг его головы "вились сверкающие искры и струи пламени… а волосы его были как кусты огненно-красного терновника"…Отцом же Кухулина был Луг, солнечный бог кельтов. Поступки Кухулина открыты и порывисты, он обладает удивительной силой, которую использует играючи, бесконтрольно. Маленьким мальчиком он убивает огромного свирепого пса, который охранял замок Куланна, главного кузнеца богов Ольстера. Раскаиваясь за свой поступок, Кухулин (как и положено Овну, который желает познать себя), учится контролировать свою силу, становясь на некоторое время "псом Куланна", и охраняя дом кузнеца вместо собаки. Другой, типично овновский поступок, Кухулин совершает, когда слышит пророчество друида о том, что наступает день, когда "молодой человек, впервые взявший в руки оружие, затмит своей славой всех прочих героев, но жизнь его окажется недолгой". Кухулин так загорается идеей о славе, что предпринимает максимум возможного, чтобы получить в указанный день оружие и колесницу. Он поставил себе цель - и выполнил ее. Вся его дальнейшая жизнь - такие же энергичные, дерзкие поступки… Он страстен и в любви и в битве, он горяч, он - рвущееся к небу пламя. И даже смерть его была подобно взметнувшемуся ввысь языку костра…
В греческой мифологии ближе всего к характеру Овна величайший герой Греции Геракл. Первоначально он считался солнечным богом, чем-то подобным Аполлону, разящим все темное и злое, богом исцеляющим и посылающим болезни. Родившийся от союза земной женщины и Зевса, Геракл с детства обладал невероятной силой и бесстрашием. Ребенком он, защищая свою жизнь, задушил огромных змей насланных ревнивой женой Зевса Герой, чуть позже - проявлял недюжинные таланты в воинских занятиях. Однако уже тогда в нем проявлялись вспышки буйной, неконтролируемой ярости, свойственной непроработанному Овну - например, он, не рассчитав силы удара, убил своего учителя музыки Лина. Геракл не сознавал силы, заложенной в нем и не умел контролировать ее, что приводило к припадкам безумия (пусть и насланного на него ревнивицей Герой) и множило несчастья. Когда в помутнении рассудка он убил всех своих детей и детей своего брата, в ужасе Геракл отправился в Дельфы, к святилищу бога Аполлона. Любые поступки требуют честности пред собой и умения отвечать за содеянное - поэтому Геракл "расплачивается" за преступления служением царю Эврисфею. Прохождение испытаний здесь можно воспринимать как умение владеть собой и управление свои диким, природным естеством, склонным взрываться и не видеть ничего, кроме обидчика (цели). Пройдя испытание (т.е. совершив 12 подвигов), Геракл обретает просветление разума - и - скорую смерть на погребальном костре, спасаясь от огня яда лернейской гидры, сжигающего его тело. Огонь - в огне. В уже догорающем костре так вспыхивает вдруг невесть откуда взявшийся уголек, ярко, освещая все вокруг - и уходя во мрак, на Олимп. К бессмертию.
В индийской мифологии характеру Овна соответствует неукротимый Рудра, чья улыбка сияет словно Солнце. Юный, сильный и неуязвимый, подобный пламени гнева или короткой весенней грозе, воплощает он в себе все разрушительные силы и самые грозные и устрашающие свойства богов, насылая смерть через оружие, яд или лихорадку. Будучи обиженным тем, что ему не оставили доли в жертвоприношении, Рудра убивает жертвенное животное, при этом на земле происходят катаклизмы, пугающие богов: "земля затряслась, закачались горы, ветер перестал дуть, а огонь гореть, солнце, луна и звезды померкли, и мир окутала тьма". Разъяренный, он учинил побоище среди парализованных страхом богов, и лишь когда от воплей избиваемых лопнула тетива на луке Рудры, с трудом удалось умолить его остановиться. Рудра бросил свой гнев в воду, и гнев его стал огнем, от которого вода обратилась в пар. Потом, он, конечно же, исцелил побитых и починил сломанное, но его неконтролируемая ярость стала притчей во языцех.
В египетской мифологии печать Овна несет на себе красноглазый и рыжеволосый Сет, повелевающий песчаными бурями. Обжигающий ветер, несущий красный песок, называемый местными жителями "дыханием Сета", губителен для живого. Сет добивается власти, т.е. доказывает свое право на власть, на жизнь - в его понимании. Жена Сета Нефтида устроила так, что однажды Осирис, брат Сета, совокупился с нею, и от этого союза родился ребенок. Сет, узнав об этом, возненавидел своего брата и решил его погубить. Решено - сделано, и бог пустынь и гроз добивается желаемого - его брат, властитель Египта, погибает, а Сет восходит на трон Осириса. Что-то овновское есть в том, как быстро реализует свой план Сет, а также как упорно он преследует Осириса потом - уничтожая его вновь, когда тело его найдено Изидой. Ненависть переполняет его, он не может жить спокойно, пока существует надежда на воскрешение его брата. Даже поединок Сета и Гора - сына убиенного Осириса - чем-то напоминает "поутру на речке рано повстречались два барана". Бились они много дней, и побежден был Сет, лишившись царства - раны же на теле обоих сражающихся были исцелены.
В скандинавской мифологии принцип Овна лучше всего проявляется в Торе, боге грома, прослывшим среди людей и богов сильнейшим из асов. Тор рыжеволос, а кудри его как грозовые тучи. Ездит он в окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами, быстрыми, как ветер. Бог-воин вечно сражается с великанами, и всегда готов помочь тому, кто обращается к нему с просьбой. Единственное, Тор не склонен задумываться о смысле просьб: он тотчас же мечет свой огромный молот, поражая обидчика, не вдаваясь в детали - а кто на самом деле был прав, а кто - виноват. Обладая силой, бог не обладает божественной мудростью. Тор редко бывает в мире богов - Асгарде, куда чаще он отправляется в походы, дабы помочь страждущим, а еще чаще - ведет непрерывную битву с великанами.
Тайгана