Мифология лунных и солнечных затмений
Солнце и Луна, следующие по своим зодиакальным маршрутам, могут время от времени встречаться друг с другом на небосводе. Но затмение — это явление иного порядка. Независимо от того, находится ли Луна точно на одной линии с Солнцем, между ним и Землей, или же салютует ему с противоположного конца небосвода, точное совпадение этих небесных тел по отношению к Земле означает затмение.
Лунные затмения подвержены таким же ограничениям. Луне необходимо вступить в земную тень, чтобы произошло затмение. В большинстве случаев при полнолунии Луна проходит над тенью Земли или проскальзывает под ней.
Солнечные затмения случаются только в новолуние, а лунные — только в полнолуние; выражаясь языком математической логики, это необходимое, но не достаточное условие. Затмение происходит каждый раз, когда Солнце и Луна находятся в узловой точке, одном из двух сочленений лунной орбиты и эклиптики. Когда Солнце и Луна занимают одну и ту же узловую точку, происходит солнечное затмение. Когда они находятся в противоположных узловых точках, наступает лунное затмение. Поэтому, если вы хотите предсказать время следующего затмения, вам нужно знать, где следует искать Солнце, Луну и две узловые точки лунной орбиты.
Затмение всегда считалось вестником беды. Древние народы испытывали ужас перед ним или по меньшей мере тревожились и гадали, что оно может означать. В «Ши Цзин», или «Книге Песен»,— одном из пяти конфуцианских классических текстов китайской династии Чжоу (VI в. до н. э.) — солнечные затмения называются «ужасными» и «ненормальными». В выдержке из «Шу Цзин», другого классического текста, говорится, что во время затмения «Солнце и Луна вступают в противоестественную связь». Во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) китайские астрономы уже понимали причину затмений. Но несмотря на эти знания, солнечные затмения по-прежнему считались важным предзнаменованием и толковались в зависимости от того, когда происходило событие.
Для древних вавилонян не каждое затмение приносило дурные вести, но последствия всегда считались значительными. Приведенный ниже отрывок из книги Р. Кэмпбелла Томпсона «Доклады о магах и астрологах Ниневии и Вавилона» позволяет нам хотя бы в общих чертах ощутить, какой смысл придавали жители древней Месопотамии лунным затмениям.
«Когда Луна затмевается во время Сиван (один из лунных месяцев), грядет большой дождь, и плоды вод, текущих по суше, будут обильными. Когда затмение происходит во время утренней стражи, храмы Земли будут разрушены. Самас (бог Солнца) будет враждебен. Когда затмение случается не вовремя, всемогущий царь умрет, и Рамман (бог грозы и погоды) пошлет наводнение. Земные плоды умалятся; тот, кто выступает перед великой армией, будет убит».
Во время затмения мы либо находимся в тени Луны, либо наблюдаем, как Луна уходит в тень Земли. В любом случае, мы видим необычное и живописное зрелище. Солнечные затмения превращают обычный дневной мир в обитель зловещего сумрака, несвоевременного и потенциально опасного. Кажется, что время останавливается или даже поворачивает вспять, когда Солнце исчезает до назначенного срока, так и не достигнув западного горизонта.
Когда Солнце, Луна и Земля выстраиваются на одной линии, острие центрального конуса (темная штриховка) попадает на определенную точку на земной поверхности. Эта тень покрывает лишь небольшой участок, и только там можно наблюдать полное солнечное затмение. Внешняя тень, имеющая вид усеченного конуса, покрывает значительно более обширную территорию. Те, кто живут там, видят частичное солнечное затмение. (Гриффитская обсерватория)
Во время лунного затмения яркая полная Луна внезапно темнеет, оставляя тревожную пустоту в ночном небе. Перед затмением Луна часто приобретает глубокий медно-красный оттенок из-за солнечного света, рассеянного в земной атмосфере.
Солнце, Луна и Земля снова должны выстроиться в одну линию для полного лунного затмения, но в данном случае Земля находится между Солнцем и Луной. Затмение происходит, когда Луна попадает в тень Земли. (Гриффитская обсерватория)
То, что мы вообще можем видеть полные солнечные затмения, можно считать совпадением. Для земного наблюдателя темный силуэт наползающего лунного диска блокирует солнечный свет. Эффект полного затмения возникает из-за того, что лунный диск, на наш взгляд, почти полностью совпадает по размеру с солнечным диском. На самом деле, диаметр Луны примерно в 400 раз меньше диаметра Солнца, но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли. Если бы Солнце было ближе или крупнее, то мы время от времени могли бы наблюдать частичное солнечное затмение. Если бы Солнце было меньше или находилось дальше, оно могло бы без труда спрятаться за темным силуэтом Луны. Но ни в том, ни в другом случае мы бы не увидели уникального эффекта, производимого почти полным совпадением лунного и солнечного дисков. Лунные затмения имеют несколько иной характер. Они возникают, когда Луна находится с противоположной от Солнца стороны Земли и скрывается в ее тени.
***
Красота затмения далеко не всегда ценилась теми, кто видел в нем угрозу своей повседневной жизни. Представьте себе, что чувствовали люди в древности при виде Солнца, темнеющего без всякого предупреждения. Небесный порядок нарушался вторжением тьмы. Неправильное гало жемчужной солнечной короны, багровые языки протуберанцев и вспышки света, бившие из-за темного обода лунного диска, превращали знакомый образ светила в охваченную паникой, раненую жертву невидимого небесного террориста. Это было жуткое и неестественное зрелище. Тем, кто наблюдал за ним, казалось, что основы мира начинают рушиться. Солнце подвергалось нападению, а если ему угрожает опасность, то жизнь на Земле тоже может погибнуть.Прослеживая английское слово «затмение» (eclipse) до греческого оригинала eclipsis, мы узнаем, что для греков оно означало «упущение» или «оставление». Когда Солнце или Луна затмевались, они как будто исчезали с неба, оставляя людей на волю тьмы. Однако такие исчезновения имели более серьезные последствия, чем кажется на первый взгляд, так как затмения считались прорехами в ткани естественного порядка. Когда лик Луны или Солнца затмевался, с небосвода просачивался хаос, обрадованный возможностью вершить человеческие судьбы и принести неисчислимые бедствия.
Ацтеки тоже считали затмение ужасным событием. В седьмой книге «Флорентийского кодекса», составленного Бернардино де Сахагуном, мы можем прочитать о том, что происходило, когда солнечное затмение наступало над средневековой Мексикой:
«Солнце сделалось красным; его лик омрачился, и дневной свет померк. Начались смятения и беспорядки. Все были встревожены, испуганы, обескуражены, многие плакали. Простолюдины подняли великий крик, возвысив свои голоса, и вопль стоял повсюду.
Люди со светлым цветом кожи были убиты [принесены в жертву]; пленников тоже предавали смерти. Все предлагали свою кровь и продевали соломинки в мочки ушей, где раньше носили серьги. В храмах раздавалось пение или чтение молитв; на улицах слышались причитания и воинственные кличи. Кто-то сказал: "Если солнечное затмение завершится, то наступит вечная тьма. Демоны тьмы спустятся вниз и поглотят людей"».
Поздние иудейские комментаторы книги Бытие указывают, что затмение произошло в тот день, когда животные поднялись на борт Ноева ковчега. Наряду с потрясением земных основ небесными молниями и громом, солнечное затмение возвестило о конце старой эпохи. Индейцы племени типинамбо видят в каждом затмении возможность конца света, а согласно «Волуспе», одной из саг Старшей Эдды, Солнце почернеет, когда наступит конец света.
Во времена китайской династии Тан затмение считалось признаком приближающегося распада государства. Утверждалось, что такие события не происходили в добрые старые времена, когда высокая нравственность и благородное поведение были нормой, а не исключением. Для мексиканских индейцев племени чамул и майя, населяющих высокогорные долины штата Чьяпас, затмения по-прежнему указывают на то, что демоны хаоса могут время от времени одерживать верх в царстве порядка, где правят Солнце и Луна.
***
Естественно, люди пытались объяснить, что происходит во время затмения, и конфликт часто был глубинной темой их историй. Индейские племена, жившие в окрестностях нынешнего Сан-Франциско и Сакраменто, видели в затмениях признаки постоянной борьбы за власть между Солнцем и Луной. К северу от их территории, индейцы помо называли затмение «схваткой с небесным медведем» и рассказывали историю о медведе, бродившем по Млечному Пути. Он встретился с Солнцем, которое не захотело уступить дорогу, и они начали бороться. Пока они сражаются друг с другом, Солнце затмевается. Затем медведь оставляет Солнце в покое и бежит к его сестре Луне, обуреваемый кровожадными помыслами. Там, конечно же, происходит новая схватка и очередное затмение.Затмение над Вавилоном означало, что семь дьяволов помешали Луне выполнять ее небесные обязанности и держат ее в плену. Монголоидные народы Южной Сибири приписывают затмения мстительности демона Аракхо. Этот демон, питавшийся человеческими волосами, рассердил верховное божество своим сомнительным пристрастием. Чтобы избегнуть его гнева, Аракхо спрятался так хорошо, что никто не мог найти его. Однако Луна знала о его убежище и выболтала секрет, когда верховный бог устроил ей строгий допрос. Вытащив Аракхо из укромного логова, бог разрубил его пополам. Верхняя половина демона теперь постоянно стремится отомстить Луне и иногда добивается успеха. Когда она попадает в его цепкие объятия, наступает затмение.
Затмения часто истолковывались как следствие нападения на Солнце или Луну какого-нибудь чудовища, вроде Аракхо. Прибалты были убеждены, что змеи, драконы и ведьмы время от времени пытаются уничтожить Солнце. Жители северного Алтая связывали лунные затмения с людоедом, обитавшим на звезде. Карибы, живущие на островах неподалеку от побережья Венесуэлы, винили в затмениях дьявола Мабойю. Он тайком подкрадывается к Солнцу или Луне и обрезает их волосы, а затем заставляет их пить кровь ребенка и пытается убить их. В Новой Зеландии маори описывали солнечное затмение как внезапную атаку демонов, пожирающих Солнце. Несмотря на явно смертельный исход происшествия, Солнцу всегда удается воскреснуть.
***
В Древнем Китае затмение называли ши. Вырезанное на гадательных костях династии Шан, это слово означает «есть», тем самым повторяя основную тему, распространенную по всему миру: когда происходит затмение, Солнце или Луна пожирается каким-то чудовищем или демоном. С точки зрения древних китайцев, затмение происходило во время драконьей трапезы. Армяне утверждали то же самое, и идея драконоборчества сохранилась в астрономической терминологии до наших дней. Узловые точки лунной орбиты — точки ее пересечения с орбитой Солнца — имеют важное значение в связи с затмениями. Время, необходимое для Луны, чтобы вернуться к прежней узловой точке, и соответствующий промежуток времени для Солнца называются драконическим месяцем и драконическим годом. Латинское draco и греческое dracon означают «дракон». Архаическое название верхней узловой точки («голова дракона») и нижней узловой точки («хвост дракона») безошибочно связывает затмения с этим мифическим существом, жадным до небесного лакомства.Знаки затмения в лунных текстах «Дрезденского кодекса» — иероглифического гадательного сборника индейцев майя периода постклассического Юкатана — свидетельствуют об их убеждении, что какое-то существо пожирает Солнце во время затмения. В двух случаях знак затмения изображен над разинутой пастью зубастой змеи. В Chilam Balam of Chumayel («Глашатай Ягуара города Чумайель») — книге пророчеств майя, написанной после Конкисты,— солнечное затмение называется «пожиранием Солнца».
В южной Калифорнии индейцы дигуэньо, также известные как типаи, или кумеуэи, называли первые признаки затмения «откусыванием Солнца» или «откусыванием Луны» и начинали обряд, предназначенный для смягчения дурных последствий этого события.
Согласно верованиям индейцев тоба, живущих в джунглях Парагвая и Аргентины, духи мертвых, принявшие облик ягуаров, пытаются сразить «жирную Луну». Раны лунного человека сильно кровоточат, и он спасается лишь благодаря тому, что люди на Земле сильно кричат и заставляют своих собак лаять, отпугивая ягуаров.
Индейцы племени хупа, живущие в долине реки Тринити в северной Калифорнии, изображают Луну в виде человека с двадцатью женами, чей дом полон «домашних животных» — в основном горных львов и гремучих змей. После охоты он приносит добычу своим любимцам и кормит их. Если они не удовлетворены угощением, то начинают пожирать его самого, и он истекает кровью — отсюда красный цвет Луны при затмении. Во время затмения Лягушка, одна из жен Луны, встает рядом с ним и отгоняет животных. Другие жены собирают кровь мужа, и со временем он выздоравливает для следующего небесного путешествия.
Для людей народности шань в Аннаме (современный Вьетнам) затмение предстает в образе жабы или лягушки, силящейся проглотить Солнце. Татары в Поволжье и их чувашские соседи говорят, что затмение вызывает вампир, пытающийся проглотить Солнце и Луну, но выплевывающий их обратно, когда они жгут ему язык. Дальше к востоку, буряты Южной Сибири говорят, что зверь, которого они называют алкха, переваривает Солнце и Луну, когда они затмеваются. По югославским верованиям, волколак — облачный волк-оборотень — время от времени питается Солнцем и Луной, вызывая затмения. Венгры утверждали, что огромная птица маркалаб выпивает свет Солнца или Луны во время затмения, а затем отпускает их на волю. Непонятные, но ужасные животные съедали Солнце и Луну во время затмений над старой Финляндией. Индейцы племени галиби во Французской Гвиане верят, что могут отогнать голодное чудище затмения громким шумом и стрелами, выпущенными в небо. Согласно интересной разновидности этой темы, известной среди племени нутка на острове Ванкувер, затмение происходит, когда Солнце или Луна проглатываются «небесной дверью». Их соседи квакуиты на южном побережье Британской Колумбии идут еще дальше и просят «лунную пасть» извергнуть наружу Солнце или Луну, когда они затмеваются.
***
Согласно верованиям викингов, Солнце и Луна иногда становились добычей двух прожорливых волков.Снорри Стурлусон, исландский автор XIII в., тоже упоминает об этих двух небесных волках. По его словам, Скель (Отвращение) в конце концов поймает Солнце, в то время как Хати (Ненависть), который бежит перед Солнцем, настигнет Луну. Каждый раз, когда это происходит, на Земле наблюдается затмение, и люди спасают погибающее Солнце или Луну, поднимая гвалт, отчего волк пугается и роняет свою добычу. Кроме того, Снорри рассказывает о Манагарме (Лунном Псе), сыне великанши из Железного Леса, который поглотит Луну и зальет ее кровью весь небосвод.
Индейцы племени чикито, живущие в восточных низменностях Боливии, говорят, что огромные собаки постоянно преследуют Луну. Когда они догоняют ее, их жестокие укусы рвут ее плоть на куски. Кровь Луны проливается наружу, затмевает свет, и ее лик краснеет. Индейцы отпугивали диких собак завываниями и причитаниями.
В Корее сюжет похожей истории отличается более практичным подходом к существу дела. Там говорят, что царь Гамаг Нара, «Страны Тьмы», устал от мрака и послал в наш мир своих ужасных Огненных Псов, чтобы украсть Солнце и Луну. Первый, самый свирепый, смог поймать Солнце, но жар был слишком силен, и ему пришлось разжать челюсти. Царь наказал неудачника и послал другого пса вдогонку за Луной. Хотя голодный зверь поймал ее, Луна была так холодна, что заморозила ему зубы, и второй трофей тоже был потерян. Несмотря на неудачи, царь продолжает стоять на своем, и каждый раз, когда один из Огненных Псов хватает Солнце или Луну, наступает затмение.
Некоторые китайцы говорят, что во время затмения Солнце пожирает небесный пес, который также играет важную роль в мифе о затмении народности кава (не принадлежащего к этническим китайцам национального меньшинства провинции Юньнань в юго-западном Китае). По их словам, давным-давно Луна украла цветок бессмертия, и небесный пес с тех пор преследует ее, пытаясь вернуть цветок на место. Он откусывает кусочки от Луны, а она прячется от него. Это происходит во время затмения. Затем Луна восстанавливает свое сияние, пользуясь целительной силой цветка.
***
Большая часть мифических историй о затмениях связана с насилием и изобилует плотоядными мотивами, но некоторые из них повествуют о любви, а не о войне. Для австралийских аборигенов Солнце и Луна были женой и мужем, и когда они соединялись, наступало солнечное затмение; предполагается, что при этом за темным занавесом происходила бурная деятельность. Обратное соотношение полов характерно для индейцев племени тлинкитов, населяющих северное побережье Британской Колумбии: Солнце выступает в роли мужа, а Луна становится его женой. После этого история повторяется. Луна наносит мужу супружеский визит, и они весело проводят время друг с другом за темной ширмой, созданной затмением.
Идея супружеского блаженства в солнечном затмении нашла свое место даже в современной культуре. После того как теплоход «Фэйрси» успешно завершил круиз к точке полного солнечного затмения в северо-восточной части Тихого океана 12 октября 1977 г., на мачте был поднят флаг, изображавший затмение как поцелуй между джентльменом-Луной и леди-Солнцем.
Символика затмения использовалась в кинофильме «Леди-Ястреб», снятом в 1985 г. по сюжету, написанному в жанре средневековой волшебной сказки. Двое влюбленных, леди и ее рыцарь, хотят освободиться от проклятья, которое сверхъестественным образом разделяет их. Днем дама превращается в ястреба, который странствует вместе с ветром или на плече своего возлюбленного. Ночью она вновь обретает человеческий облик, но в это же самое время мужчина превращается в волка. Он бродит по лесу и защищает ее от опасностей, но они не могут встретиться. Испытывая душевные муки на рассвете и на закате — каждый раз, когда один из них меняет облик,— они постепенно теряют надежду освободиться от злых чар. Влюбленные могут избежать ужасной судьбы, лишь если епископ, ответственный за их нынешнее состояние, увидит их вместе в человеческом облике. Это кажется невозможным: ведь день и ночь не могут наступить одновременно. Но тут им на помощь приходит солнечное затмение.
***
За исключением нескольких благожелательных интерпретаций, затмения обычно рассматриваются как угроза. Люди пытались бороться с вторжением хаоса, совершая ритуальные действия, направленные на освобождение Солнца или Луны. Куакиуты, например, жгли ящики, одеяла и одежду в большом костре и громко кричали, чтобы привлечь большой «небесный рот» к другому лакомству. Буряты, кричавшие и бросавшие камни в воздух, напротив, старались прогнать злого демона Алкху. Индейцы племени тупинамбо из Южной Америки при затмениях тоже не тратили попусту времени: мужчины пели песню, обращенную к первому предку племени, женщины причитали и катались по земле вместе с детьми. Старики индейского племени кавайису, жившего в горах Техахапи в южной Калифорнии, поют во время затмения, чтобы излечить Солнце или Луну от болезни, а к югу от современного Лос-Анджелеса индейцы луизеньо исполняют песни, предписанные для больной Луны. Калифорнийские индейцы серрано считают, что духи мертвых пытаются съесть Солнце или Луну, когда наступает затмение. Все дружно кричат, чтобы остановить злодеяние, а затем наблюдают за танцами и пением шаманов и избегают даже смотреть на пищу, чтобы заморить духов голодом.Зеркала символизировали Луну в Древнем Китае, и вынос зеркал во время затмения был широко распространенной традицией. В столице династии Тан (618—907 гг. н. э.) на северо-западе центрального Китая этот ритуал совершался по всему городу до тех пор, пока дракон не выплевывал Луну.
В легенде о негармоничной встрече Солнца и Луны, включенной в книгу «Шу Цзин», подчеркивается важность правильного поведения во время затмения. В ней фигурируют придворные астрономы Ши и Ху. Когда началось солнечное затмение, то музыканты, чиновники и простолюдины занялись делом, стараясь вывести Солнце из недостойного положения, в котором оно оказалось, попав в объятия Луны. Тем временем Ши и Ху сидели дома и предавались пороку, распивая рисовое вино. Пока все остальные прилагали усилия ради спасения Солнца, астрономы мирно храпели на циновках.
«Они были подобны мертвым в своих покоях, ничего не слышащим и ничего не знающим. Проявив постыдную глупость, они нарушили свой долг...»
...И были обезглавлены за пренебрежение к своим обязанностям. Их пример продолжает оказывать отрезвляющее воздействие на современных астрономов.
В нашем распоряжении имеется месопотамская клинописная табличка, повествующая о вавилонских методах поведения при затмении. Поскольку вавилоняне могли предсказывать по крайней мере некоторые затмения, они имели преимущество подготовки к преображению небесных светил. Жрецы города Урука заблаговременно устанавливали алтарь, и, когда начиналось затмение, они выкрикивали заверения в том, что никакая катастрофа, убийство, мятеж или затмение не навлекут беду на их город с его храмами, дворцами и гробницами.
Шум во время затмения вообще считался полезным делом, кроме того, многие народы пребывали в убеждении, что выстрелы, направленные в небо, обязательно отпугнут злоумышленников. Индейцы племени оджибве, жившие в Миннесоте и Онтарио, имели свое мнение по этому поводу. Рассудив, что Солнце во время затмения находится на грани гибели, они пытались снова зажечь его, пуская в небо стрелы с привязанными к наконечникам раскаленными угольками.
Можно дивиться нелепости разнообразных мер, предпринимаемых людьми для спасения Солнца и Луны во время затмения, но результат неизменен: эти меры всегда оказывались эффективными. Солнце и Луна неизбежно возвращались в полном блеске на привычные маршруты. В этом заключался важный урок.
Понимание природы затмений и их предсказание становится возможным лишь после того, как передвижения Солнца и Луны четко фиксируются, и за ними ведется постоянное наблюдение. Для этого необходимы календарь и система точек отсчета, которыми служат отдельные звезды. Жители Месопотамии принадлежали к народам, разработавшим такую систему небесных ориентиров. Вооружившись звездами и созвездиями на «пути Луны», они вели неусыпное наблюдение за небосводом и в конце концов были вознаграждены способностью к предсказанию лунных затмений и определению потенциальной вероятности солнечных затмений.
***
Взаимосвязь между затмениями и узловыми точками лунной орбиты была известна еще в Древней Индии и нашла отражение в «Махабхарате», санскритской эпической поэме, которая служит источником многих индуистских мифов. Согласно этому тексту, затмения происходили в то время, когда боги варили сому, или эликсир бессмертия. Божества индуистского пантеона заручались помощью демонов, взбивавших космический океан; из этого первозданного «супа», подобно сыру, створоженному из молока, появлялась амброзия. Боги и демоны превращали гору Мандара, один из гималайских пиков, в мешалку для сбивания сомы и приступали к работе. Установив громадную насадку в виде горы на черепашье воплощение бога Вишну, они заставляли его вращаться, дружно дергая за хвост великого змея Васуки, обвитого кольцами вокруг него. Из этого миксера вышло много полезных вещей: Луна, Солнце, богиня удачи, богиня вина, белая солнечная лошадь, волшебное дерево, священная корова, великий слон Айравата и другие «драгоценности».Когда наконец появлялась сома, Вишну приобретал облик необыкновенно красивой женщины, собирал всю сому из рук демонов и распределял ее между богами. Поглощая сому, они становились бессмертными. Затем демоны пробуждались от чар и начинали сражаться с богами за свою долю эликсира.
Индуисты с острова Бали называют Раху, демона затмения из «Махабхараты», Кала Рау. В этой сцене из традиционной балийской живописи Кала Рау теряет голову в тот момент, когда боги застают его за распитием эликсира бессмертия. Охваченный гневом, он кружит по небу, преследуя доносчиков: Солнце и Луну. Каждый раз, когда он настигает одно из светил, его отрубленная бессмертная голова проглатывает беглеца, и происходит затмение. Затем небесное тело благополучно выпадает из глотки Кала Рау. (Рисунок Бъеница из Гриффитской обсерватории)
В пылу схватки один из демонов по имени Раху воспользовался возможностью замаскироваться под бога и выкрал глоток сомы. Когда он проглотил драгоценную жидкость, его заметили Солнце и Луна, которые тут же узнали нарушителя и доложили Вишну о его преступлении. Вишну отсек голову Раху, прежде чем священный напиток бессмертия успел проскользнуть по его пищеводу. Тело демона умерло и упало на землю, но голова уже сделалась бессмертной благодаря контакту с сомой и осталась на небесах. Там, движимый ненавистью к небесной чете, предавшей его в миг блаженства, Раху преследует Солнце и Луну. Время от времени он ловит одно из светил и вызывает затмение, заглатывая его. Иногда он не успевает довершить свое черное дело, испуганный смертными людьми, которые изо всех сил колотят по кастрюлям и сковородкам. С другой стороны, если Раху удается полностью проглотить Солнце или Луну, они каждый раз выпадают из его отрубленной глотки и спасаются бегством.
Цит. по: Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания