Символика цвета в Китае
Символику цвета лучше всего рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов, пяти «движений» (у син). Обобщая и абстрагируясь, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.
Желтый
(хуан) символизирует Центр мира – собственно
Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента
Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения,
ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось
изменениям в процессе роста. Центр, земля – это были проявления
«изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных
превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую
гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал
стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность,
а также связывался с императорской семьей. Во времена
династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только
император. Из мифологических персонажей, соответствующих
этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона
с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром)
и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего
под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту.
Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин)
и созвездие Большой медведицы (из-за смещения Полярной
звезды на месте точки оси мира сейчас находится бета Большой
Медведицы).
Как
такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев
не существовало, они сливались с зеленым. Зеленый
(цин) обозначал восток, по природной сущности
представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева.
Свойствами дерева являются способности к росту (переходу
от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет
ассоциировавался с рождением новой жизни, с весной. Божественным
персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун),
который являлся защитником от нечисти и часто изображался
на благопожелательных картинках как источник различных
богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий
цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба
всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого
же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших
в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья.
Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым.
Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может,
помимо благ, нести и разрушение. Астрологически с этим
цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей,
повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман,
которому подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.
Красный
(хун) символизировал юг с буйством жизни
во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная
жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что
с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх.
Мифологическим животным здесь выступает Красная птица
(Чиняо, Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование,
а персонажем – Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший
людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации,
что солнце – это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты
жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста
и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая
жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых
духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу.
Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную
ниточку, она защитит малыша от сглаза. В астрологии цвет
соответствует Марсу (Инхосин) и красному духу огня Чжу-жун.
Белый
(бай) олицетворял запад - место, где царят
хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл
природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося
упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с
вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый
тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного
для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых
сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого
тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается
на разных декоративных и бытовых предметах. Белый – это
цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е.
завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый
цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение
предметов как связанных с похоронами. Цвет астрологически
связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада
- Шао-хао и его помощником - белым духом Жу-шоу, а также
правительницей Запада, обладающей чудесными персиками
бессмертия, Сиванму.
Черный
(хэй) являлся цветом севера и связывался
с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок
смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода
(как минимальное проявление активности, пассивная инь),
обладающая свойствами текучести, прохлады, способности
к движению назад. Здесь основным персонажем является Сокровенный
воин (Сюаньу, «темная воинственность» или другой перевод
«черная черепаха»), представляющий собой симбиоз змеи
и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем
Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь)
между землей и небом, отчего люди перестали подниматься
на небеса. Тайна – это удел ученых, змея – мудрость, черепаха
– долголетие, вода – проникает повсюду, помнит все. Из
этих образов складывается определение черного цвета –
познание и ученость, углубление в непознанное. Черный
цвет (как и стихия воды) связывались также с чёрный дух
Сюань-мином, под покровительством которого находились
храмы Луны, повелителем дождя Юй-ши, а также планета Меркурий
(Чэньсин).
Тайгана