О сотворении мира и конце света
(эстонцы)
Реликты мифа о сотворении мира сохранились в эстонских народных
песнях. Синекрылая птичка (вспомним ласточку в ижорской руне) летала в поисках
места для гнезда и нашла три куста - синий, красный и золотой. В золотом кусте
она высиживает из трех яиц сыновей: одного превращает в солнце, другого - в
месяц, третьего - в звезду. По другому варианту мифа, из четырех яиц появились
люди, камни, солнце и луна. В эстонских песнях сохранился и сюжет о Мировом древе - большом дубе, крона которого загораживала солнце и месяц. Когда он упал, возник огромный мост через всю землю - в преисподнюю (в сходной карельской руне он ведет через реку Севера, в селения, где пожирают людей, селения смерти). Щепки от его падения стали стрелами колдунов. В разных вариантах песен этот дуб вырос из волос девы Севера, или в Манале - Царстве мертвых (ведь корни Мирового древа находятся в преисподней), или на спине гигантской щуки, или на острове посреди моря. Интересен вариант, где дуб вырос из золы, оставшейся после того, как демоническая птица Севера и саамский злодей сожгли сено, убранное скосившими его небесными девами. Часть золы оставили для того, чтобы промыть волосы сыну Солнца, и волосы эти должны были стать светлыми, как лен.
С образом Мирового древа связаны в песнях образы четырех (или трех) волшебных дев, которые чистят и подметают море золотыми и серебряными щетками или прядут золотой пояс. Это - девы судьбы, подобные греческим мойрам и скандинавским норнам: пояс в традиции финно-угорских народов связан с судьбой и жизнью человека (и Земли: вспомним об Урале - поясе Земли): у эстонцев-сету после смерти Девушки на поминальную сосну вешали поясок невесты. Нечистая сила, напротив, ходила неподпоясанной.
В ижорской песне о чудесной пряхе говорится о том, что прямо под окном поющих плещется море, по которому плывет утка. Под крылом этой утки - колыбель, а в ней - мальчик, который разукрашивает некую пеструю крышку. Под крышкой оказывается девица, прядущая золотую одежду. Золотая нить рвется, и дева начинает рыдать.
Порванная нить - это нить жизни в руках девы судьбы: красные нити косым крестом клали в гроб на подушку умершему эстонцы сету и водь, чтобы покойник не возвращался с того света. Утка, плавающая в море, напоминает нам о создании мира, а младенец под ее крылом - о происхождении людей. Не менее интересна и пестрая крышка, которую разукрашивает мальчик в колыбели: такую крышку имела мельница-чудесница сампо, одно из воплощений Мирового древа.
Песня о Мировом дубе содержит и редкий эсхатологический мотив - рассказ о конце света - хотя и сохранившийся в форме небылицы.
Некий злодей имел трех сыновей: один был увечный, другой хромой, третий - слепой (все это - признаки нечистой силы). Увечный согнул лук, хромой сделал стрелы, слепой принялся стрелять. Он выстрелил в небо и порушил его край, так что оно раскололось, а стрела не вернулась. Второй стрелой он выстрелил в ноги Земли-Матери, и Земля стала рушиться в преисподнюю, и та стрела тоже не вернулась. Третью стрелу он направил на гору, на сосновый холм. Эта стрела ударилась о камень и отскочила, попав в человека. Текст песни, видимо, имеет заговорное происхождение; его цель - защитить от колдовских стрел. Последняя стрела должна вернуться и избавить пораженного от болезни.
Имена богов-демиургов практически не сохранились в эстонском фольклоре. Сказка о происхождении волка обнаруживает следы древнего дуалистического мифа о творении: черт создал волка, но не смог вдохнуть в него жизнь. Тогда небесный "отец" Ванаиса посоветовал черту произнести заклинание: "Волк, встань, повали черта!" После этого волк действительно ожил и стал преследовать черта.
В предании о небольшом озере Илмъярв можно обнаружить отголоски древнего мифа. Это озеро считалось самым глубоким в Эстонии - его не мог перейти вброд даже великан - сын Калевы. Имя озера - "Озеро погоды" - содержит древнее обозначение "света", "мира", "погоды" и атмосферных духов ильма (недаром слово ильма входит и в состав имени "Ильмаринен"; вспомним, что от этого культурного героя, кователя неба в карело-финских рунах, зависела погода). Сходные названия озер и связанные с ними предания известны в Карелии и Финляндии, но самое знаменитое "погодное" озеро - Ильмень или Илмерь; на этом озере в чудской земле славяне основали Великий Новгород. Не случайно Герой новгородских былин - купец Садко - вылавливает в озере чудесную рыбу, а своей игрой на гуслях вызывает морскую бурю (вспомним о чудесной игре Вяйнямёйнена, которой заслушивалась морские духи).
Цит. по: В. Петрухин. Мифы финно-угров