Миф о сотворении мира
(саами)
Саамский миф о творении начинается странным образом: в начале
не было ничего, кроме... головы старика. На темени этой головы имелись колодцы,
но голова была покрыта шапкой, поэтому вода была недоступна, пока гром не разорвал
шапку. Тогда струи из колодцев поднялись до неба и залили весь мир. Летающая
над водой утка находит травинку среди океана: сначала травинка не выдерживает
птицу, но потом подрастает и вокруг нее нарастает земля. Птица кладет на травинку
пять яиц. Из яиц возникают растения, источники, рыбы и птицы, звери, наконец
- мужчина и женщина. У этой первой человеческой пары рождаются сын и дочь: они
отправляются в разные стороны на поиски супругов - ведь браки между братьями
и сестрами были запрещены. Но первые люди не находят никого - они обходят всю
землю и встречаются вновь. От них и произошел человеческий род. Другой миф рассказывает о двух творцах мира - добром и злом. Верховный бог Юбмел советуется со злым духом Перкелем о будущем творении. Бог хотел, чтобы деревья состояли из одной сердцевины, так, чтобы их не надо было очищать от коры; чтобы в озерах вместо воды было молоко, а на всех травах росли ягоды. Но злой дух воспротивился этому, и мир стал таким, какой он есть. Затем коварный Перкель изобрел цепи и заковал в них бога, но тот осилил своего врага и заковал его самого; правда, Перкель вырвался из оков, и противостояние добра и зла продолжается.
Под влиянием христианства у саамов возник миф о всемирном потопе: Юбмел просто перевернул Землю, которая покоилась посреди Мирового океана. Уцелели лишь брат и сестра, которые были перенесены на "Святую гору": от них произошло человечество.
Юбмел - общефинское имя небесного бога: иногда он считается предком саамов. Перкель (как и у прибалтийских финнов) - имя, заимствованное у соседних балтов. У балтов, однако, оно обозначало не черта, а громовника (таковы Перкон у латышей, Перкунас у литовцев, которые были преследователями чертей). Подобное "перевертывание" значения чужих мифологических персонажей свойственно архаичному родоплеменному обществу. Оно и понятно, ведь чужак был потенциально враждебным, его добрые боги становились злыми для иноплеменников. Напомним, что сами саамы считались вредными колдунами у соседних народов.
Цит. по: В. Петрухин. Мифы финно-угров