Боги и устройство Вселенной
(саами)
Разные группы саамов поклонялись божествам, носившим разные
имена. Боги верхнего, небесного мира покровительствовали людям. Солнце Пейве
обеспечивало благополучие и хорошую погоду; в его честь устраивали пир в середине
зимы, приносили в жертву белых животных. Веральден-ольмай (Веральден-радиэн)
- "Муж (господин) мира, Вселенной" - воплощал Мировой столп, поддерживавший
небосвод; недаром над его алтарем саамы воздвигали столб или дерево; он считался
также покровителем оленей. Саамам восточной Лапландии известен был и верховный
бог Укко. Богом ветра у восточных саамов считался Биегг-ольмай ("Ветер-мужчина"), у западных - Ильмарис или Ильмаратче, чей образ восходил к обще-финскому божеству воздуха (вспомним Ильмаринена). Снежной лопатой бог ветра создает непогоду и пургу. Рассказывают, что некогда эта лопата была такой большой, что из-за постоянных метелей нельзя было жить на земле; но, к счастью, лопата сломалась, и половиной своей лопаты бог ветра не может покрыть снегами всю землю.
У саамов Терского берега Белого моря главным богом считался Каврай, покровитель шаманов - заклинателей, способных проникать во все ярусы Вселенной. Его брат Рухтнас почитался как бог-воитель, защитник саамов: он был заступником саамов и перед Кавраем. Их сестра и жена Рухтнаса - Разиайке ("Трава-женщина"), богиня среднего мира, была покровительницей оленей, травы и пастбищ. Ее атрибут - золотое веретено: когда она раскручивает его в сторону юга, оленьи стада идут к северу; в сторону севера - олени возвращаются на юг. Под покровительством Разиайке олени так размножились, что съели всю траву и стали погибать от голода. Тогда бог Каврай создал волков, чтобы те очистили землю от падали и сократили число оленей, человеку же дал собаку, чтобы та охраняла стада.
Известна была также небесная Рана-нейдда (Рана-дева), покровительница первой травы, которая появлялась на возвышенностях весной; ее молили о том, чтобы олени вовремя получали траву, а на алтарь (сейд) клали пряслице и веретено - символы богини судьбы. Финские саамы почитали Равдну, богиню земли, которой приносили в жертву оленей (ее сравнивают с Рауни, женой Укко).
Покровителем охотников был Лиейб-ольмай ("Ольховый человек"), хозяин леса, который наделялся обликом медведя; ольха почиталась многими финно-угорскими народами как священное дерево, похожее на человека, - ведь под корой она была красная. От этого бога зависело плодородие земли, рыбы и оленей; у его жертвенника оставляли рога и кости оленей, обрызганные жертвенной кровью, и устанавливали деревянный фаллический символ. Хозяйкой оленей считалась Луот-хозик, богиня, которая ходит на двух ногах и имеет человеческое лицо, но вся покрыта оленьей шерстью; она заботится об оленьих пастбищах, поросших мхом, и оберегает оленей от диких зверей: но охотникам она тоже покровительствует и посылает к ним оленей. У Луот-хозик есть муж - Поз-хозик.
От Аккрувы - богини с рыбьим хвостом - или Инару, хозяина рыб, который сам имел облик огромной рыбы, зависела удача в рыбной ловле. Как и прочие водяные девы, Аккрува любит расчесывать свои длинные волосы. Когда она уходит с подвластной ей рыбой в реки, сразу же начинается удачный лов. Перелетные птицы также имели свою собственную хозяйку - Барбмо-акку.
Нижний мир в саамской мифологии также имел три яруса. В рай - Сайваймо, страну изобилия, расположенную на чудесной горе, - попадали шаманы, воины, погибшие в бою (вспомним скандинавскую Вальхаллу), и матери, умершие при родах. Большая часть умерших попадала в преисподнюю - Ябмеаймо ("Дом мертвых"), где правила Ябме-акка ("Женщина мертвых"). Рота, или Рута, - бог болезней (может быть, он сам был воплощением чумы и смерти) был повелителем той части преисподней, куда попадали умершие от болезней. Его представляли в виде всадника в синих одеждах; во время эпидемий этому богу в жертву приносили лошадей (их зарывали в землю), собаками Рота были волки (он напоминает обско-угорского Куль-отыра и других хозяев преисподней).
Временем суток также управляли боги неба и преисподней. Небесный бог Радиен-атче воплощал день - от него зависел рассвет; наступление вечерних сумерек саамы обычно связывали с властью бога нижнего мира Рота.
Многочисленные духи населяли землю, воду и преисподнюю. Владельцами диких оленьих стад считались духи-гофитерраки. Гномы (чакли) обитали в горах, под землей и камнями: они считались добродушными, но озорными созданиями, животы их были наполнены серебром. Хозяевами озер назывались чадзйелле, леса - варйелле, домовые именовались кьёдиелле.
Злыми духами были воплощения болезней - пианес-ольмак ("черные муки"), обитавшие в преисподней. Известен был и дуннер-мунас - женский дух, который доил (отбирал молоко) олених-важенок, отчего те заболевали.
Цит. по: В. Петрухин. Мифы финно-угров