Мифология эпох. Четыре века
Как нам известно, мир много раз создавался и разрушался. Один лишь Брахма-Творец знает, сколько раз это происходило. Каждый из этих циклов творения делится на четыре века (юги). Сперва идет золотой век, век Сатвы, или «блага». Затем наступает век Раджаса, или «энергии»; за ним следует третий век, представляющий собой как бы смесь двух предыдущих. Наконец, четвертый век — век Тамаса, или «тьмы», — завершает цикл.
Золотой век продолжается четыре тысячи лет, а затем следуют «сумерки», или переходный период, длящийся четыреста лет. В течение золотого века люди рождаются парами. Они полностью наслаждаются жизнью, они свободны от забот, трудов и необходимости добывать себе пищу. Они не знают ненависти и никогда не устают. Им даже не нужны дома и укрытия, поскольку в этот период всегда стоит хорошая погода. В золотом веке нет печали. Второй век строится на следующем принципе: если какое-либо свершение утрачено, то на смену ему находится другая форма свершения. Когда вода достигает тонкого состояния — пара или испарений, — она образует облака. Во втором веке из этих облаков идет дождь и начинают расти деревья. Деревья помогают людям: они служат для них жилищами и снабжают их в изобилии плодами и диким медом. Во втором веке появляются жертвоприношения богам, тогда как в золотом веке была известна только спокойная медитация. Второй век продолжается три тысячи лет; его сменяют сумерки длительностью в триста лет.
Люди начинают меняться. Появляются страсти, жадность, ненависть и гнев; мирная жизнь рушится. Люди стремятся захватить себе больше деревьев, чем у соседа. Жизнь среди деревьев, которые были первой формой закрепленного места обитания, делает людей собственниками; желания их растут. Они жаждут чужого; появляются воровство и убийство. Наконец, люди вырубают все деревья и начинают требовать от земли столько плодов, что она уже не в силах прокормить их.
В этот момент люди второго века понимают, что натворили, раскаиваются, и деревья снова начинают расти. Но научил ли людей чему-нибудь этот горький опыт? Едва ли. Они начинают разбойничать и убивать друг друга. Тогда Брахма создает касту воинов — кшатриев, чтобы люди не перебили друг друга (это повторяется во втором веке каждого цикла). Второй век на этом кончается эпохой несчастья и своеволия.
За ним наступает третий век, продолжающийся две тысячи лет; за ним следуют двухсотлетние сумерки. Чтобы научить людей нравственным законам, каждый третий век каждого цикла приходит мудрец по имени Вьяса. Вьяса создает священные писания — Веды — и разделяет их на четыре части. В третьем веке из речи, мысли и действий рождаются три несчастья — смерть, засуха и болезни. Люди ошеломлены обрушившимися на них бедами.
Они начинают думать, как избавиться от страданий. Погрузившись в созерцание и отрешившись от мира, люди начинают познавать самих себя и видеть свои ошибки. Если характерной чертой золотого века была медитация, а второго века — жертвоприношения, то в третьем веке преобладает знание.
Далее надо сказать о Дхарме, вечном принципе истины, на котором, как на четырехногом троне, покоится Вселенная. Когда оканчивается золотой век, одна нога трона Дхармы исчезает; с концом второго века исчезает вторая нога. Третья нога пропадает с окончанием третьего века, и к наступлению четвертого века Дхарма совсем ослабевает. В четвертом веке, веке тьмы, в человечестве остается совсем мало истины, и Вселенная едва удерживается на одной ноге.
В течение всего четвертого века люди блуждают во тьме, полностью невежественные и слепые к истине. Чувства их омрачены тьмой и иллюзией (майей). Они не способны отличать истину от лжи, да их и не заботит разница между ними. Они преисполнены зависти и гнева; они даже убивают святых людей, которые пытаются открыть им истину и вывести слепых из тьмы. Страны постоянно воюют между собой по нелепым причинам, которые тут же забываются, как только началась война. Люди больше не верят священным писаниям.
На протяжении века тьмы вещи все более ухудшаются, и в конце концов людям приходится рыться в отбросах в поисках пищи, подбирая любые корешки, куски мяса и плоды, какие они только смогут найти или украсть. Даже если кому-то удается что-нибудь скопить, сосед обязательно попытается обокрасть его. Наконец, у людей остается очень мало собственности, и они перестают соблюдать обряды.
Впрочем, для нескольких мудрых людей, выживших в этом темном веке, будет возможность изредка проникать сквозь покрывало иллюзии и обретать прозрение. Благодаря этому они добьются своего рода душевного покоя. Те немногочисленные люди, которым удастся пережить темный век и столетние сумерки, последующие за ним, могут надеяться вновь увидеть золотой век, когда трон Дхармы снова будет стоять на четырех ногах. Либо же они смогут стать очевидцами конца мирового цикла и разрушения Вселенной.
Цит. по: Дж. Ф. Бирлайн. Параллельная мифология