Гавайский миф о потопе
"Через двенадцать поколений от начала расы по генеалогии Кумухонуа, во время так называемой Эры Переворота, встречается имя Ну-у, которого также называли Нана Ну-у... Его называли «великий Кахуна», и в его время произошел потоп, известный как Каи-а-ка-хина-ли-и, что можно перевести как «море, которое. вызвал Кахинали-и» или «море, которое заставило воров потерпеть неудачу». Из-за этой катастрофы сам Ну-у получил имя Кахинали-и; после потопа он стал называться Ку-кануна, его жена — Ку-кекоа, а трое их сыновей зовутся именами ветров, приносящих дождь.
Рассказанная миссионерам история Ну-у представляет определенную тенденцию следовать библейской аналогии.
В версии Форнандера Ну-у строит «большое судно с домом на верхушке...». В нем он спасается от потопа, а после того, как земля высыхает, Кане, Ку и Лоно входят в дом и вызывают его наружу; он обнаруживает, что находится на вершине Мауна Кеа на Гавайях, рядом с пещерой, названной по имени его жены или-ноэ. Ну-у поклоняется Луне и приносит ей в жертву ауа (лист), свинью и кокосовые орехи, полагая, что именно Луна спасла его от гибели. Тогда Кане спускается к нему (некоторые утверждают, что он спускается на радуге), объясняет Ну-у его ошибку и принимает от него жертвы. По этой версии, которую рассказывали на Гавайских островах, у Ну-у было три сына, а его жену звали Лили-ноэ...
Хотя гавайской традиции известен потоп Кахинали-и, а старым гавайцам знакомо понятие Уа-а-халау-али-и-о-ка-моку, которое можно перевести как «каноэ, похожее на дом вождя», все же идея дома-лодки, описанная в этой легенде, имеет заимствованное происхождение. Старики на Гавайях [утверждали], что «их отцы сообщали им, будто потоп затопил всю землю, кроме маленькой горной вершины на Мауна Кеа, где спаслись от гибели два человека, продолжившие человеческий род; но они никогда не слыхали о ковчеге Ноя, всегда называя его Каи-акинали-и».
М. Беквит. «Гавайская мифология».
Цит. по: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология