Талмудическая история Творения
Когда Бог решил сотворить мир, перед Ним предстали двадцать две буквы [еврейского] алфавита; каждая из них желала стать первой буквой первого слова, которое Бог произнесет при творении мира. Но из них всех была избрана буква Бет, и первым словом, вышедшим из уст Господа, стало слово «baruch», что означает «благословенный». Итак, Господь начал Свои труды с благословения.
В первый день Бог сотворил небеса и землю, свет и тьму, день и ночь. Он взял камень и бросил его в великую пустоту, и он стал сердцевиной земли. На второй день Бог создал ангелов; на третий день — растения, в том числе и огромные ливанские кедры. В этот день он также создал в земле железо для топоров, чтобы укоротить ливанские кедры, которые выросли слишком высокими и возгордились. Господь сотворил Ган Эден, Рай, в котором должны были поселиться Адам и Ева и наслаждаться праведники после смерти. На четвертый день были созданы Солнце, Луна и звезды. На пятый день были созданы морские твари, в дом числе Левиафан, а также птицы, и среди них — легендарная птица Зинн.
Наступил шестой день, и Бог сотворил животных, в том числе и гигантского Бегемота. В этот же день Бог создал людей. Сотворение человека Бог обсуждал с ангелами, которым показалось, что это не очень хорошая мысль. Некоторым ангелам не понравилось, что Господь сотворит еще одно разумное существо, и они стали жаловаться. Бог, утомившись от их непослушания, указал перстом на этих ангелов, и их пожрал огонь. Потом Бог повелел ангелу Гавриилу принести по пригоршне земли из четырех углов света, чтобы сотворить из этой земли человека.
Когда Гавриил приступил к выполнению этого задания, он обнаружил, что Земля не хочет отдавать почву для сотворения человека. Земля знала, что рано или поздно человечество испортит ее красоту. Услышав это, Бог собственноручно собрал землю и вылепил из нее Адама, первого человека.
Создав тело человека, Бог приготовился соединить его с душой, которая была сотворена еще в первый день. Ангелы снова озаботились тем, что появится еще одно существо, наделенное душой. Среди самых недовольных ангелов был Самаэль [что означает «злоба Господа»], которого также называют Сатаной. Он сказал Богу: «Ты создал нас, ангелов, из своей Шехины [«Божественного Присутствия»], а теперь хочешь поставить нас ниже этого низменного творения, созданного из грязи? Ты потратишь душу на комок грязи? Ты создашь мыслящее существо из пыли?»
Бог утомился от непрестанных жалоб Самаэля и его гордыни, побуждавшей его задавать такие вопросы. И он сбросил Самаэля и его товарищей с небес в ад.
Из почвы, собранной с четырех сторон света, Господь вылепил Адама [евр. «adamah»] и вдунул в его ноздри дыхание жизни. Некоторые утверждают, что этот Адам выглядел как двадцатилетний человек.
Другие раввины говорят, что Адам рассматривал многих животных на земле и заметил, что все- они были мужского и женского пола, а рядом с ним не было женщины. И сперва Господь создал из земли женщину по имени Лилит. Но Лилит сочла себя выше Адама и не хотела заниматься с ним любовью так, как хотел он — чтобы мужчина был сверху. «Почему? — сердито спросила она. — Кто ты такой, чтобы быть надо мной господином? Оба мы созданы из праха!» И в своей гордыне она произнесла священное тайное имя Бога и исчезла из виду.
И первая женщина отправилась жить среди демонов, Бог же пожалел Адама и решил создать для него хорошую женщину, Еву. Адам властвовал над всеми растениями и животными мужского пола на востоке и севере Сада Эдема, а Ева властвовала над животными женского пола на юге и западе. Адам и Ева ходили нагими, если не считать повязки на плечах, на которой было написано священное имя Бога.
В то время Адам и Ева жили в невинности. Но Самаэль и Лилит вознамерились нарушить их блаженство.
Цит. по: Дж.Ф.Бирлайнс. Параллельная мифология.