Драконы
(свод данных из различных источников)

“Шумели деревья на склоне крутом,
И ветры стонали во мраке ночном;
Багровое пламя взвилось над горами
- И вспыхнули сосны смолистым огнем.
Тогда колокольный послышался звон,
Разверзлась земля, почернел небосклон.
Где было жилище - теперь пепелище:
Не ведал пощады свирепый дракон”
Дж. Р. Р. Толкиен “Хоббит”

Наиболее распространенным видом в литературе фэнтези, пришедшим со страниц мифов и легенд, являются драконы. Этим созданиям и суждено было стать основой для нижеследующих строк. Впрочем, походив по интернету, я наткнулся на пару сайтов, специально посвященных драконам. И поскольку материала там собрано более чем достаточно и тема раскрыта основательно, то в случае заинтересованности рекомендую обратиться именно к ним – здесь и здесь. Далее же просто несколько общих слов о крылатых повелителях небес.

Дракон, или «крылатый змей», объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Вначале его символика была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея - нижний мир), и дыхание жизни (птица – верхний мир). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями — императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения.

Могучие и яростные, столь же неукротимые, как и стихия хаоса, что их породила, драконы были заклятыми врагами рода человеческого, но при этом вызвали восхищение, граничащее с ужасом, своей невероятной силой. В Европе драконы были хищными, огнедышащими, отравляющими воду чудовищами, несущими различные бедствия: голод, смерть, эпидемии. В Азии же они напротив представлялись в большинстве своем добрыми и благодетельными существами, а для вьетнамцев даже служили символом нравственного совершенства. Многие благороднейшие азиатские династии с гордостью утверждали, что ведут свой род от драконов.

“Восточные драконы сильно отличаются от западных по своему строению. У них длинное змееподобное тело и у них обычно нет крыльев. Исключение составляют Императорские драконы. Несмотря на это, драконы могут летать, а также плавать. Чаще всего они изображаются с четырьмя лапами. У китайского дракона на лапах — 5 пальцев, у корейского — 4, а у японского — всего лишь 3. Пять пальцев на лапах дракона — это символ его мощи.

В отличие от восточных, западные драконы имеют крылья, похожие на крылья летучей мыши, толстое, длинное тело, чешуйчатую кожу, четыре (или две) мощных лапы, голову в форме клина, гребень или рога на голове, длинную шею. Обычно изображаются огнедышащими”. См.: “Общее строение драконов”

Идя на врага, люди часто пользовались изображениями драконов, видимо, в надежде обрести тем самым хоть какую-то часть силы, присущую этим созданиям. Вступая в битву, персидские воины несли перед собой гигантские фигуры змеев, способные, как считалось, повергнуть противника в смятение. Римляне из тех же соображений рисовали красных драконов на своих боевых штандартах. Использовали изображение драконов и кельтские, и германские воины. У англосаксов о витязе, сразившем вражеского вождя, говорили, что он убил дракона (по всей видимости, это явная аллюзия на Беовульфа, последним подвигом как раз стало сражение с драконом). Викинги называли свои корабли драккарами и украшали их носы драконьими головами.

“Мгновенно ослабев, Танис смотрел на драконицу, взлетавшую из колодца, и единственной мыслью, бившейся у него в голове, было: "Как она прекрасна... как она прекрасна..."
Черная, лоснящаяся, она взвивалась все выше, сверкая при луне чешуей. Ее глаза горели багрово-красным огнем, словно кипящая лава. В свирепо разинутой пасти виднелись страшные белые клыки, а между ними метался ярко-красный язык. Проскочив узкость колодца, драконица развернула громадные крылья, разом заслонив и звезды и обе луны. На сгибах крыльев поблескивали белые когти; алый свет Лунитари, казалось, заливал их кровью...
Ужас скрутил судорогой живот полуэльфа, ужас, какого Танис не испытывал еще никогда. Сердце мучительно заколотилось, дыхание перехватило... Он мог только смотреть, содрогаясь и благоговея, на эту смертоносную красоту. Драконица кругами уходила все выше в ночное небо, и парализующий страх постепенно стал отступать”
М. Уэйс, Т. Хикмен “Драконы осенних сумерек”

У кельтов — дракон символ высшей власти, хозяин. Красный дракон — эмблема Уэльса.

Дракон и змей в китайском символизме неразрывны. Дракон представляет высшую духовную силу, сверхъестественное, бесконечность, дух перемен, божественную силу перемен и трансформации, ритмы природы, закон становления, сверхъестественную мудрость, силу.

В христианстве дракона считают змеем, «тем еще старым змеем», силой зла, дьяволом, искусителем, врагом Божьим. Он представляет, кроме того, смерть, тьму, язычество и ересь.

У египтян дракон является эмблемой Осириса, бога мертвых. Апопа, дракона тьмы и хаоса, повергает каждое утро Бог-Солнце Ра.

В греко-римской культуре это атрибут Геракла, победителя чудовищ. Иногда драконов изображают впряженными в колесницу Цереры.

У евреев считается символом запустения; обитатель пустынь.

В индуизме дракон — сила явленная, слово произнесенное, атрибут Сомы и Варуны. Индра поверг дракона.

У японцев дракон с тремя когтями на лапах представляет Микадо, императорскую и духовную власть.

В шумеро-семитской мифологии — “супостат”, сила зла.

Кроме того, существовало великое множество “персонифицированных” драконов – от Нидхегга (грызшего корни мирового дерева Иггдрасиль – скандинавские мифы) и Визунаса (который должен будет расправиться с грешниками в день Страшного Суда – западная Литва) до Тифона (стоглавого дракона, сраженного Зевсом - Греция) и Ёнвана (доброго царя драконов, приносящего счастье, если увидеть его во сне - в преданиях Кореи).

“Драконы — пылающий образ войны, олицетворение мощи и ужаса разрушения, громадины неба, для которых нет преград и расстояний. Можно сравнивать их с летающими танками, можно с бронированными самолетами. Все это верно. Но самое правильное сравнение — атомная бомба мира фэнтези. Парадоксально, но факт — драконы столь мощное оружие, что должны были бы одним фактом своего существования предотвращать войны. Слабые противники не в силах противостоять крупным армиям, вооруженным драконами, а схватка "сверхдержав" приведет к разрушениям и потерям, восполнить которые средневековая по сути своей экономика мира фэнтези будет не в состоянии, и поэтому война практически невозможна.

Так что, если, подняв голову, увидите в небе дракона — знайте, ваш мир в безопасности”. См.: “Боевое применение драконов”

Но время оказалось даже более могущественным, чем эти грозные владыки небесных пределов, что казались недосягаемыми для бега дней..

“Под голой серой скалою
Жил старый-престарый дракон,
Сверкая от скуки глазами,
Лежал в одиночестве он.
Юность давно умчалась,
И пыл свирепый застыл
Над кучей сокровищ, направив
К ним думы, и зренье, и слух;
За многие, долгие годы
Огонь в его сердце притух”
Дж. Р. Р. Толкиен “Клад”

Драконы исчезали теснимые обретшим уже немалую мощь человеческим родом. На горных перевалах обращались в прах громадные тела могучих некогда зверей, на далеких скалистых островках белели на солнце гигантские остовы, на дне морском кости драконов обрастали кораллами. Наконец люди расселились настолько, что для драконов на земле просто не осталось места, и они переселились в область легенд и преданий, однако память о крылатых чудовищах и не побоявшихся бросить им вызов героях осталась.

“…Я буду летать высоко. Пусть все меня видят, зато никто не сможет похвастаться, что сбил дракона отравленной стрелой.

Поскольку я умею летать, меня вряд ли будут привлекать пещеры, подземные храмы и дворцы, где главное преимущество дракона становится бесполезным.

Если я поселюсь в пещере, то выберу такую, куда не сумеет добраться даже горный козел, не говоря уж о рыцаре в полном вооружении.

Я буду трезво оценивать противников. Маленький эльф с арбалетом гораздо опаснее десяти троллей с дубинами, и все вместе они ничего не стоят по сравнению с безоружным волшебником. От излишней скромности еще не погиб не один дракон” © “44 правила поведения драконов”. См.: “44 правила поведения драконов”

"На стене, на которую он указал, размещался рельеф, изображающий огромного чешуйчатого змея. Гад, свернувшийся восьмеркой, вгрызался в собственный хвост. Цири уже видела нечто подобное, но не помнила где.

- Это, - сказал эльф, - древнейший змей Уроборос. Он символизирует бесконечность и сам является бесконечностью. Он - вечный уход и вечное возвращение. Он есть то, что не имеет ни начала, ни конца. Время - как древнейший Уроборос. Время - уходящие мгновения, песчинки, пересыпающиеся в песочных часах. Время - моменты и события, которыми мы так охотно пытаемся его измерять. Но древнейший Уроборос напоминает нам: в любом моменте, в любом мгновении, в любом событии содержатся прошлое, настоящее и будущее. В любом мгновении сокрыта вечность. Каждый уход это одновременно и возвращение, каждое прощание - встреча, каждое возвращение - расставание. Все одновременно суть и начало, и конец. Анджей Сапковский "Владычица озера"

Подбор материалов - Maelgon

 
CURRENT MOON
 
Главная - Новости - Мифология - Магия - Мантика - Творчество - Змеедел - Закладки - Ссылки
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг Инфо-Поле