Ворон
(свод данных из различных источников)
“От
печали я очнулся и невольно усмехнулся,
Видя важность этой птицы, жившей долгие года.
"Твой хохол ощипан славно, и глядишь ты презабавно, -
Я промолвил, - но скажи мне: в царстве тьмы, где ночь всегда,
Как ты звался, гордый Ворон, там, где ночь царит всегда?"
Молвил Ворон: "Никогда".”
Эдгар Аллан По “Ворон”
Помимо двух волков, Одина сопровождала еще и пара воронов.
“Мыслящий Хугин, помнящий Мунин
Кругоземно летают.
Вернется ль, не знаю, Хугин ко мне;
За Мунина больше тревожусь”.
“Речи Гримнира”
Были эти птицы широко известны и в других мифах - в античной мифологии ворон (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством: Кроноса (и римского Сатурна), Аполлона, Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия.
“Ворон - широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землёй, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами воронa как птицы, в частности резким криком и чёрным цветом. Чёрный цвет Ворона часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и тому подобное.
Падаль - уже не животная, но и не растительная пища, поэтому Ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными и воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.
Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна).
Как трупная птица чёрного цвета со зловещим криком Ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания ворона глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку Ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, Ворон ассоциируется с небом. Связь ворон с этими тремя сферами определяет то, что он наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами - небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством”. (Мифы народов мира)
“Здесь сидел ворон и с безутешным видом что-то разглядывал.
— ПИСК!
— Нет, ты только посмотри, — риторически произнес ворон и ткнул когтистой
лапой в сторону птичьей кормушки. — Чего только не положили в эти сеточки!
И половинку кокосового ореха, и кусочек бекона, и горсть арахиса! И эти
существа считают себя божьим даром для дикой природы? Ха! А где глазные
яблоки? Где потроха? Ау! Нету. Самая умная птица умеренных широт встречает
холодный прием только потому, что не умеет висеть вниз головой и миленько
щебетать. Взять, к примеру, малиновок. Что за сварливые, мелочные создания!
Все время дерутся, только и умеют, что чирикать, а от хлебных крошек уже
клювы воротят. В то время как я могу цитировать стихотворения, знаю массу
смешных фраз...”
Терри Пратчетт “Санта-Хрякус”
“Three black crows were sitting on a fence
Watching the world pass them by,
Laughing at humanity and it's pretense,
Wondering where next to fly
And they cackled in joy and dove through the air
Like the winds of a hurricane
And they spread their wings as if to declare
"Onward - let freedom ring"
Blackmore`s Night “Three black crows”
“Ворон - центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки. В этих мифологиях он выступает как первопредок - демиург - культурный герой, могучий шаман, трикстер.
Ворон создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в чёрного), положил начало рыболовству.
Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи, его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда ворон действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы
В средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь - рая, святого духа, христианской веры (крещения). Такая интерпретация опирается, по-видимому, как на еврейскую традицию и отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристианские мифологические представления народов Европы, в которых Ворон имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье”. ( Мифы народов мира)
“А ворон голодных стая,
Жадный Кагаги, Царь-Ворон,
С шайкой черных мародеров
Отдыхали в ближней роще
И смеялись так, что сосны
Содрогалися от смеха,
От зловещего их смеха
Над словами Гайаваты.
"Ах, мудрец, ах, заговорщик!" -
Говорили птицы громко”.
Генри Лонгфелло “Песнь о Гайвате”
Обладатели черного оперенья, зорких глаз и резкого голоса, вороны повсеместно считались предвозвестниками беды. В Греции полагали, что вороны приносят бурю. За хлопаньем черных крыльев часто раздавались раскаты грома.
В Британии, а особенно в Ирландии, вороны были птицами богинь войны Бадб, Махи и Немаин, ипостасей Морриган. Вороны летали над усеянными трупами полями сражений, выклевывая глаза и лакомясь еще теплым мясом. В Уэльсе считалось, что вороны образовали армию под предводительством рыцаря Овейна, сына Уриена. По его команде вороны устремлялись с небес на врага и раздирали воинов на части.
Вороны также считались птицами-предвестниками. Они являлись обреченным на смерть воинам и кружили над домами, которые в скором времени должно было посетить несчастье и разорение. Их умение предвидеть будущее получило в Ирландии название “воронья мудрость”. В Дании появление ворона в деревне предвещало смерть местного священника; в Уэльсе гость, чье приближение к дому сопровождалось карканьем ворона, считался предателем.
Также в Ирландии бытовали следующие поверья: если ворон каркал с северо-востока от дома, значит, ограбят конюшню; если он садился на постель уехавшего в путешествие хозяина, тому не суждено было вернуться; если ворон каркал устроившись на подушке хозяйки, ей грозила скорая смерть; если же ворон тихонько покашливал, это предвещало болезни и падеж скота. Если провожая мужа в дальний путь, женщина видела кружащегося над дорогой ворона, она знала – скоро ей быть вдовой.
“Сидят три ворона на ветвях, и тихо так говорят.
Сидят три ворона на ветвях, черны, как небо в ночных горах.
И ворон ворону говорит: - Давно уже голод меня морит.
В траве зелёной за тем холмом убитый рыцарь прикрыт щитом.
Его собаки в ногах лежат, не спят, не дремлют, а сторожат.
Печальным соколам вахту несть: ни гусь, ни ворон не смеют сесть.
Младая дева к нему идёт и белый саван ему несёт.
И поднимает обмякший стан, целует кровь порыжелых ран.
Она одна на своей спине несёт хоронить его в тишине.
На свежий холмик рассвет падёт. С вечерней песней она умрёт.
Дарует храбрым премудрый Бог такой конец посреди дорог”.
Английская народная баллада
“С края полянки закаркал ворон.
— Хочешь, чтобы я пошел за тобой? — спросил Тень.
Ворон каркнул снова, на сей раз нетерпеливо. Покорно встав, Тень пошел
в сторону птицы. Выждав, когда он подойдет поближе, ворон, тяжело взмахивая
крыльями, перелетел на другое дерево, забирая влево от тропы, по которой
первоначально шел Тень.
— Эй, — окликнул Тень. — Хугин или Мунин, или кто ты там?
Птица повернулась и, склонив подозрительно голову набок, уставилась на
него яркими глазами-бусинами.
— Птичка, каркни "никогда".
— Отвали, — сказала птица и молчала всю дорогу, пока они вместе выбирались
из леса”.
Нил Гейман “Американские боги”
"Prophet!" said I, "thing of evil! - prophet still, if
bird or devil! -
Whether Tempter sent, or whether tempest tossed thee here ashore
Desolate yet all undaunted, on this desert land enchanted -
On this home by Horror haunted - tell me truly, I implore -
Is there - is there balm in Gilead? - tell me - tell me, I implore!"
Quoth the Raven "Nevermore." ©
Подбор материалов - Maelgon