Волки
(свод данных из различных источников)

“Внемлите Закону Джунглей, он стар, как небесная твердь,
Послушный волк преуспеет, но ждет нарушителя смерть.
Как питон, что ствол обвивает, в обе стороны действен Закон:
Стая сильна лишь Волком, а Волк лишь Стаей силен.
Пейте вволю, но в меру и мойтесь от носа и до хвоста,
Спите днем – для охоты ночная предназначена темнота.
Пусть Шакал подбирает пищу за Тигром – ты, безусый Волчонок, не смей!
Помни – Волк природный охотник, пищу сам добывать умей”.
Редьярд Киплинг “Закон Джунглей”

Волки были известны в мифах не только как половина ликантропического дуэта.

“Волк - в мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца волчицей. В некоторых мифах волк выступает как первопредок или тотем рода. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком или имеющим «голову волка».

В качестве бога войны В. выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух волках (“жадного Гери и Фреки-прожору кормит Родитель Ратей”), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры. Богам войны приносили в жертву волков, собак, а также людей, «ставших волками» (согласно общеиндоевропейскому представлению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком)”. (“Мифы народов мира” ).

Но еще большей известностью чем Гери и Фреки, у викингов пользовался другой волк..

Фенрир (др.–исл. Fenrir, Fenrisulfr) – в скандинавской мифологии гигантский волк, одно из трех хтонических чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локи. Сначала асы держали Фенрира у себя, причем только бог Тюр решался его кормить. Так как все пророчества говорили о том, что Фенрир создан им на погибель, асы надели на него цепь (Лединг), но волк легко ее порвал, так же как и другую цепь (Дроми). Цверги сделали по просьбе богов крепчайшую цепь Глейпнир (из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны), а асы надели на него эту цепь и сковали волка, причем он откусил правую руку Тюра, положившему ее в пасть Фенрира в знак того, что боги не нанесут ему вреда. В ходе Рагнарека Фенрир вырвался из пут и в последней битве хтонических чудовищ и великанов с асами проглотил Одина, после чего был сражен сыном Одина, Видаром.

Появлялись в Эдде также и другие волки, преследовавшие луну.

“Лгун – имя волка, - который гонит
Ее, ясноликую, в чащу;
Второй – Ненавистник, исчадье Волка,
Бежит перед светлой невестой небес”.
“Речи Гримнира”

Были волки знамениты и в других эпосах..

Древние греки считали, что волкам покровительствует солнечный бог Аполлон. Этих животных приносили ему в жертву на алтарях его храмов. Согласно легендам, Аполлон встречался с волками во время своих странствий на далекий Север. Когда к имени Аполлона добавляли эпитет “Ликейский”, это могло означать и “бог света”, и “бог, уничтожающий волков”. Точно также имя галльского бога света Белена соотносится со словом “bleis”, что на языке кельтов означало “волк”. В Аркадии пастухи почитали богиню охоты Артемиду (сестру Аполлона), называя ее иногда Ликоктоной (“убивающая волков”) и просили ее защитить стада.

Автолик – ловкий разбойник, обитавший на Парнасе, “самый вороватый из людей”, отец Антиклеи – матери Одиссея. Автолик получил в дар от своего отца Гермеса дар плутовства, способность становиться невидимым или принимать любой образ. Имя Автолик означает по-гречески “сам волк” или “олицетворение волка”.

"Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка". ("Мифы и легенды Древней Греции")

Для горцев Грузии жизнь волков чем-то напоминала сообщество людей. Как и пчелы, волки пользовались покровительством Дживарджи – святого Георгия с Горы. Они были свободны в выборе места обитания. Горцы не считали их дикими зверями: охотники, которые убивали волка, носили траур, как в тех случаях, когда убивали человека.

Хотя турки и монголы враждовали испокон веков, и те, и другие считали себя потомками волков. Согласно преданию, один молодой турецкий воин, единственный из всех своих соплеменников, кто выжил после монгольского нашествия, был подобран волчицей и отведен ею в некий земной рай, сокрытый между гор. Их союз дал жизнь новому народу, который вслед за большим серым волком ушел на другие земли, образующие сегодня Турцию. Монгольский император Чингисхан был горд тем, что он – сын волка.

В Китае существовало поверье, согласно которому солнечное затмение бывает тогда, когда небесный волк проглатывает солнце. Во время затмений начинали бить в барабан и пускали стрелы по направлению к находящемуся в опасности светилу, чтобы прогнать чудовище. В Европе волк скорее рассматривается как животное ночное, а потому ассоциируется с луной.

В древнем Египте жители Сиута почитали бога-волка Упуата, имя которого означало: “тот, кто открывает дорогу”. Это было воинственное божество, которое принесло победу правителям северного Египта. С тех пор во время религиозных праздников и торжественных церемоний впереди, всегда несли щит с изображением волка. Позднее греки, обосновавшиеся в Египте, дали Сиуту имя Ликополис, то есть “город волка”.

Крестьяне Йонны рассказывают, что волк был сотворен Иисусом, чтобы защитить сад его матери от коз. Однако в большинстве христианских легенд волк - воплощение демонических сил, коварный и злой хищник, которого надо обратить на путь истинный. По примеру Франциска Ассизского многим святым удавалось сделать волка кротким как агнец. В Бретани святой Эрве заставил волка, загрызшего его собаку, служить ему, слепому, поводырем. Когда волк загрыз осла из монастыря Жюмьеж, в Нормандии, святой Остреберт велел хищнику носить вместо осла после стирки.

Увидеть волка считалось у римлян доброй приметой: ведь этот зверь служил богу Марсу – защитнику Рима и богу войны. Так, римляне считали, что своей победой в Умбрии, одержанной над галлами в 195 году до рождества Христова, они обязаны волку, посланному Марсом в ряды неприятеля. Во времена праздников “благословения весны” избирались молодые люди, которым было предначертано искать счастья в далеких краях. Они уходили из своего города, и путь им указывали два существа, связанные с богом Марсом, - зеленый дятел и волк.

С июля 1764 года по июнь 1767 года в Жеводане, на юге Оверни (Франция), 101 человек (из них 80 женщин и девушек) погибли от нападений, которые приписывались волку огромных размеров. Злодеяния были, возможно, совершены несколькими волками, а может быть и несколькими людьми, но регулярность этих нападений на протяжении трех лет способствовала рождению легенды о “Звере” – дьявольски жестоком существе.

В XVIII веке католические священники утверждали, что Зверь, опустошавший Жеводан, был послан господом в наказание безбожникам и нечестивцам. Для сельских жителей волк был скорее олицетворением врага рода человеческого. Как говорилось в средневековом бестиарии: “светящиеся в темноте глаза волка – это творения Дьявола”. В ту же эпоху актеры, исполнявшие роль дьявола в спектаклях, одевались в волчьи шкуры.

В деревнях появление волков считалось дурным предзнаменованием. “Когда говоришь о волке, видишь его хвост”, - говорила французская народная мудрость, запрещавшая произносить имя этого зверя из страха навлечь несчастье. Если рыбак на бретонском корабле начинал говорить о волке, капитан спешил вернуться на берег, убежденный в том, что эта неосторожность повлечет за собой кораблекрушение. Полагали также, что дыхание волка ядовито из-за того, что тот питается, как считалось, насекомыми и змеями. “Он видел волка”, - говорили об охрипшем или потерявшем голос человеке, потому что верили в способность волка лишить голоса того, в чью сторону он направляет свое отравленное дыхание.

“…След вбивая в след,
Волк одиноко мчит по кругу.
Он не знает, нет,
Что след - его, след не чужой.
Только лунный свет
Ему помощник в эту вьюгу,
Только хриплый стон -
Да безысходный волчий вой...”
Сергей Бережной

Подбор материалов - Maelgon

 
CURRENT MOON
 
Главная - Новости - Мифология - Магия - Мантика - Творчество - Змеедел - Закладки - Ссылки
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг Инфо-Поле