Змей
(свод данных из различных источников)
“Ах, иначе в былые года колдовала земля с небесами,
Дива дивные зрелись тогда, чуда чудные деялись сами.
Позабыв Золотую Орду, пестрый грохот равнины китайской,
Змей крылатый в пустынном саду часто прятался полночью майской.
Только девушки видеть луну выходили походкою статной,
Он подхватывал быстро одну, и взмывал, и стремился обратно...”.
Николай Гумилев
“Змей, змея - представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом — с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки, Австралии позволяют составить представление о ранних этапах развития образа 3меи. Первоначально мифологический 3мей по внешнему виду был достаточно близок к обычным змеям, отличаясь от них значительно большими размерами. В дальнейшем образ 3меи обретает некоторые характерные черты животных, противопоставляющихся ему в древнейших мифологических сюжетах.
В архаических космогонических мифах Евразии и Америки 3мея осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Согласно мифам индейцев Восточной Боливии, небо некогда упало на землю, но 3мей, обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединёнными. Аналогичный мотив в ацтекской мифологии связан с Кецалькоатлем и Тескатлипокой, которые превратились в двух 3меев для того, чтобы разорвать на две части прожорливое земное чудовище (древнемексиканский аналог месопотамской Тиамат), плававшее в первоначальном океане. Из одной части чудовища они сделали землю, из другой — небо. Кецалькоатль плавал по воде на плоту, сделанном из змей. В Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на небе и на земле.
Древнеиндийский мировой 3мей (Шеша) представлялся как держащий на себе землю. Сходная космическая функция мирового 3мея известна в скандинавской (3мей Мидгарда — Йормунганд, живущий в океане и опоясывающий всю землю) и египетской (3мей Мехента — Окружающий Землю) мифологиях. В развитых вертикальных моделях мира (типа шумерской, индоевропейской и исторически связанных с ней древнегерманской, индоиранской, славянской) космический 3мей приурочен к низу в противопоставлении верха и низа: шумерский 3мей у корней мирового дерева, древнеиндийский «змей глубин», тождественный по происхождению и названию греческому Пифону и славянскому Бадняку. Древний образ 3мея у дерева (чаще всего у его корней, как в мифологии «Ригведы» и «Эдды», в славянском фольклоре и т. п.) получает негативное значение”. “Мифы народов мира”
“- Бандар-логи, - наконец прозвучал голос Каа, - может ли кто-нибудь из вас
без моего приказания пошевелить рукой или ногой? Отвечайте!
- Без твоего приказания мы не можем пошевелить ни ногой, ни рукой, о Каа!
- Хорошо, сделайте один шаг ко мне!
Ряды обезьян беспомощно колыхнулись вперед; вместе с ними, словно деревянные,
шагнули Балу и Багира.
- Ближе! – прошипел Каа. И все снова придвинулись”. Редьярд
Киплинг “Книга джунглей”
Апоп: В египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь), Ра выходит победителем и застав змея извергнуть выпитую воду Нила обратно.
Радоло: Когда-то океанские воды грозили поглотить острова Новой Гвинеи. Ревущие волны подступали со всех сторон, но внезапно гигантский водяной вал на мгновение замер, на несколько метров не дойдя до самой высокой горы Тога. В следующий миг скалистая вершина содрогнулась от взрыва и на поверхности показалась украшенная бриллиантами голова исполинской рептилии – это был Радоло, властелин змей. Разгневанный тем, что его потревожили в собственной обители, он повернулся в сторону наступающих волн и обнажил огнедышащее жало. Стены воды вмиг обратились в пар, а Радоло, не торопясь, покинул гору, разворачивая свои многочисленные кольца. У моря он погрузил раскаленное жало в воду, и волны отхлынули, обнажив островную сушу. Наконец, змей своим могучим дыханием разметал нависшие над островом грозовые тучи. Так была спасена Новая Гвинея.
Вуивр: Когда-то во Франции обитала крылатая змея огня и воды Вуивр; она всегда была узнаваема благодаря темно-красному рубину, сверкающему у нее на лбу. Вуивр любила купаться и при этом оставляла драгоценный камень на каменных кладках вокруг фонтанов или на краю колодцев. Тот, кому удавалось завладеть этим сокровищем, становился сказочно богатым. Однако обмануть бдительность хранителя руин и сокровищ было практически невозможно…
Шипик: Это создание, полузмея-полукрокодил, жило в Африке, в глубинах полноводной реки Замбези, у подножия водопада Виктория. Чудовище пугало рыбаков, переворачивало лодки и утаскивало людей под воду, после чего их больше никогда не вдели. Шипик владел искусством маскироваться: его чешуйчатое тело как будто растворялось среди камней, выступавших над речной гладью.
Скримсл: В фольклоре скандинавских народов — морской змей. У него голова тюленя, длинная шея и спина с горбом, а большие плавники имеют форму весел. Увидеть скримсла с борта корабля — к удаче, ибо он появляется на поверхности в погожие дни, когда ветер теплый и слабый.
Белый томт-змей (Tomtorn): В южных частях Швеции его считают одним из добрых домашних духов и которого все домашние с удовольствием кормят; он снисходит до того, чтобы устраивать свое обиталище под полом в доме. По слухам, Белого змея видят исключительно редко, возможно, раз в сто лет, и то в безлюдных местах. Колдуньи, бывало, специально искали его и варили его кожу вместе с другими магическими компонентами, чтобы достичь полного понимания секретов природы, так как, обитая в самых сокровенных уголках земли, у корней скал и гор, деревьев и растений, он впитывает в себя их оккультные силы и делится ими с тем человеком, которому разрешает себя найти. При встрече с Белым змеем следует сразу же схватить его посередине туловища, пока он будет выползать из своей старой кожи. Эта кожа, даже если ее просто лизнуть, во много раз увеличивает силы человека и наделяет его мудростью — например, такой человек познает свойства трав и камней, будет знать, как залечивать раны и исцелять все болезни. ("Змеи в скандинавских мифологиях")
Вэйшэ: В мифологии Китая - двухголовая змея, “лица у нее человеческие, а туловище разделено подобно оглоблям”, появлялась она в фиолетовом халате и красной шапке на каждой голове. Тот же, кто увидит эту змею, неминуемо должен был умереть.
Наги: В индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Считаются мудрецами и магами, способными оживлять и менять свой внешний вид. В человеческом облике наги часто живут среди людей, причем их женщины – нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев.
Ах Чичик Соот: “Гремящий трещоткой” - владыка грозы и грома у индейцев майя. Изображался в струях воды, с длинным крючковатым носом, оскаленными зубами, длинными кривыми клыками и телом гремучей змеи с трещоткой на хвосте и завитками по всей длине – символами облаков.
Коатликуэ: Могучая богиня ацтеков олицетворяла многочисленные ужасы Вселенной. Огромная статуя богини, внушающая страх, сохранилась в Мехико. Вместо одной головы на человеческом туловище две змеиные, на шее – ожерелье из отрубленных рук и вырванных сердец, на ногах и руках – острые звериные когти, одежда богини сплетена и свившихся змей…
Ехидна: В греческой мифологии чудовище, полудева-полузмея, дочь морского бога Форкиса и нимфы Кето, прекрасная ликом, но ужасная в своей змеиной сущности. Глубоко под землей во мраке пещер прячет Ехидна свое змеиное тело, покрытое чешуей, скрываясь от глаз богов и людей. Люто ненавидит она богов и жаждет мщения. Ехидна – родоначальница чудовищ, рожденных ею от дракона Тифона и трехглавого великана Гериона: это чудовищные псы Орф и Цербер, лернейская гидра, Сфинкс, Химера. От своего сына, Орфа, Ехидна родила немейского льва. Она – хтоническое божество, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена героями Гераклом, Беллерфонтом, Эдипом, знаменуя победу героической мифологии.
Мелюзина (Мелизанда): В европейской средневековой мифологии и литературе фея (этот образ, вероятно, восходит к кельтской мифологии). Согласно легенде, Мелюзина заточила в горе своего отца, и за этот грех должна была каждую субботу обращаться в змею. Она стала женой знатного юноши Раймонда, запретив ему видеться с ней по субботам, и помогла ему обрасти королевство. Раймонд нарушил запрет, после чего Мелюзина в облике исчезла крылатой змеи, но продолжала незримо покровительствовать своему роду. По поверью, призрак Мелюзины должен скитаться по земле до дня страшного суда.
“Чуть вечернею росою осыпается трава
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинный змей.
И шумит все ближе, ближе, и над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей рассыпается огнем.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова”.
Афанасий Фет
“Наиболее ранним космическим образом Небесного 3мея представляется символ Змеи-Радуги. Символ Змеи-Радуги — хозяина дождя, пьющего небесную воду, имеет широкое распространение как в мифологиях народов Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии, так и в индейских мифологиях…”
При сотворении Мира все птицы Амазонии имели одинаковое оперение, мрачное и тусклое. В те времена индейцы уважали птиц и никогда на них не охотились. К несчастью для тех и других, в глубинах могучей реки обитал страшный и свирепый змей. Всякого, кто имел неосторожность приблизиться к реке, ожидала скорбная участь. Над водой взвивалась черная голова огромной рептилии и жертва исчезала в зияющей змеиной пасти, а чудовище скрывалось в своем подводном логове. Индейцы заключили военный союз с птицами, рассчитывая сообща одолеть врага, но коварный змей, увидев приближающиеся силы, затаился среди корней прибрежных деревьев. Ни люди, ни птицы не решались вступить в стихию чудовища, и вызвался на это рискованное предприятие лишь смелая птица - баклан, близкий к водному миру. Под водой нырнувшему баклану открылось удивительное зрелище: до этого все видели лишь голову змея, тело же его было покрыто разноцветной блистающей чешуей. Отражение рептилии в воде переливалось светящимися красками всех цветов радуги. Стремительно ринувшись вперед, баклан своим острым клювом и когтями ранил змея, не сумевшего быстро освободиться из подводных корней. Когда раненый змей погнался за смелой птицей и неосторожно показался на поверхности – его участь была предрешена, и рептилия была убита. Индейцы вытащив тело чудовища баграми на берег, содрали разноцветную кожу, но отважный баклан заявил, что это его награда за ранение змея.
- Так забирай ее себе! – сказал, смеясь, вождь индейцев, уверенный, что птице
не под силу поднять такой тяжелый трофей. Но смех был недолгим: по сигналу баклана
все птицы разом ринулись вниз и, зажав кожу в клювах, взмыли с ней в воздух.
Когда они были в недосягаемости от разгневанных индейцев, выпустивших вслед
бывшим пернатым союзникам тучи стрел, птицы поделили между собой клочки цветистой
змеиной кожи. И тут их перья засияли всеми красками. Лишь у храброго баклана
оперение было темным: его сородичи попросту забыли о нем, оставив к концу дележки
лишь черную кожу с головы змея.
Что же до индейцев, то они не забывали о большом водяном змее: его гигантское
тело время от времени появлялось в небе в виде великолепной радуги.
Дополнительно: О змеях.
Подбор материалов - Maelgon